Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
1. как связаны симфонии №39,№40 и №41 в.а. моцарта?
2. мелодию какой страны (народа) использовал австрийский композитор в симфонии №40?
3. докажите, что жанр симфонии изначально не был самостоятельным музыкальным произведением для оркестра.
4. а) в чём новаторство музыки симфонии №40?
б) оценили ли это произведение современники композитора при его жизни?
5. чем симфония №40 может быть близка современным слушателям?
надо 25 !
Джордж Гершвин - гений XX века (подробнее...).
Дж.Гершвин (1898 - 1937) - создатель американской национальной классики XX века. Он сделал для американской музыки то же, что в XIX веке осуществили М.И.Глинка в России, Э.Григ в Норвегии, Ф.Шопен в Польше. Поэтому он является основоположником американской музыки. Дж.Гершвин первым в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав ее с приемами европейской симфонической музыки, создав новый музыкальный стиль – симфоджаз (см. муз.словарь).
Вспомним что такое джаз (см. муз.словарь), его характерные черты и каковы истоки истоки джазовой музыки!
нигде в мире нет такой пестроты национального фольклора, как в Соединенных Штатах Америки. Народная музыка почти всех областей Европы была в свое время перенесена на американскую почву выходцами из Старого Света. В результате ввоза невольников-негров в Америке получила широчайшее распространение музыка народов Западной Африки. В некоторых местностях сохранилось и множество видов туземного индейского фольклора. Так, жанр хоровой песни - спиричуэл (см. муз.словарь) - сложился в результате скрещивания африканского пения, английской и шотландской народной песни и американского духовного гимна. Блюзы, другой жанр негритянского фольклора, (см. муз.словарь) в свою очередь, возникли на основе сложного взаимодействия спиричуэла, креольской песни и английской . Регтайм, одна из разновидностей джаза, впитал в себя влияние африканских и испанских танцевальных ритмов. Этот афро-американский фольклор лег в основу новаторских и национальных черт музыки Гершвина.
"Многие композиторы ходоли вокруг джаза, как коты вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного остынет, писал один из исследователей творчества Гершвина, - Джоржу Гершвину удалось решить проблему. Подобно Принцу из известной сказки, он взял за руку Золушку и провозгласил ее принцессой, невзирая на бешенную злобу ее завистливых сестер..."
Характерные черты джаза:
Импровизация – основа джаза. Джазмен немыслим без умения импровизировать. Тема служит началом импровизации. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией.
Полиритмия, синкопы, свинг (балансирование между акцентами, что дает впечатление «раскачивания»)
Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые. Они солируют. Почему они стали сольными? Последствия Гражданской войны (1861-1865) между Севером и Югом. Огромное количество расформированных духовых оркестров и буквально выброшенные духовые инструменты, которые оказались в руках негров. (Причины войны – противоречия между Севером и Югом, одно из них – капитализм на Севере и рабство на Юге). Инструменты джазовой группы (джаз-бэнд):
Ранний джаз - корнет, флейта-пикколо, один или два медных духовых типа валторны и ритм-группа (барабан, контрабас, туба).
Современный джаз - труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, виброфон, гитара (банджо).
Джорж Гершвин подарил слушателям красоту новой, неизвестной в то время широкой публике музыки "Черного" населения Америки - негритянской музыки.В стиле симфоджаза написаны – Концерт для фортепиано с оркестром (1925г), Рапсодия в стиле блюз (1924г), опера «Порги и Бесс» (1935г).
Болеро-это танец и одновременно музыкальный жанр, зародившийся в Испании в конце 18 столетия.
Вальс-парный бальный танец.
Полонез-торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение.
Остинато- метод и техника музыкальной композиции, многократное повторение мелодической фразы,или ритмической фигуры, или гармонического оборота.
Мазурка-польский народный танец.
Танец-шествие в умеренном темпе-полонез.
Ритмическая или мелодическая фигура в музыке, повторяемая много раз-остинато.
Польский народный танец, размер три четверти, удар на вторую или третью долю такта-мазурка.
Парный бальный танец, размер три четверти, удар на первую четверть-вальс.
Испанский народный танец, размер три четверти, особые ритмоформулы, умеренный темп-болеро.