Клод Дебюсси [дэ] (Claude Debussy, 1862–1918) — французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик. Окончил Парижскую консерваторию (1884), получил Римскую премию. Ученик Л. Мармонтеля (фортепиано), Э. Гиро (композиция). Как домашний пианист русской меценатки Н. Ф. фон Мекк сопровождал еёв путешествиях по Европе, в 1881и 1882 посетил Россию. Выступал как дирижёр (в 1913 в Москвеи Петербурге) и пианистс исполнением преимущественно собственных произведений,а также как музыкальный критик (с 1901).Дебюсси — основоположник музыкального импрессионизма.В своём творчестве опиралсяна французские музыкальные традиции: музыка французских клавесинистов (Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо), лирическая операи романс (Ш. Гуно, Ж. Массне). Значительным было воздействие русской музыки (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков), а также французской символистской поэзиии импрессионистской живописи. Дебюсси воплотил в музыкемимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Своего рода манифестом музыкального импрессионизма считали современники оркестровую «Прелюдиюк „Послеполуденному отдыху фавна“» (по эклоге С. Малларме; 1894), в которой проявились характерные для музыки Дебюсси зыбкость настроений, утончённость, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии. Одноиз наиболее значительных созданий Дебюсси — опера «Пеллеас и Мелизанда» (по драмеМ. Метерлинка; 1902), в которойдостигнуто полное слияние музыки с действием. Дебюсси воссоздаёт сущность неясного, символически-туманного поэтического текста. Этому произведению наряду с окраской, символистской недосказанностью присущи тонкий психологизм, яркая эмоциональностьв выражении чувств героев. Отзвуки этого произведения обнаруживаются в операхДж. Пуччини, Б. Бартока, Ф. Пуленка, И. Ф. Стравинского,С. С. Прокофьева. Блескоми в то же время прозрачностью оркестровой палитры отмечены3 симфонических эскиза «Море»(1905) — самое крупное симфоническое сочинение Дебюсси. Композитор обогатил средства музыкальной выразительности, оркестровуюи фортепианную палитру.Он создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то жевремя расплывчатостью.В некоторых произведениях —«Бергамасская сюита» для фортепиано (1890), музыкак мистерии Г. Д’Аннунцио «Мученичество св. Себастьяна»(1911), балет «Игры» (1912) и др. —проявляются черты, присущие впоследствии неоклассицизму, они демонстрируют дальнейшие поиски Дебюсси в областитембровых красок, колористических сопоставлений. Дебюсси создал новый пианистический стиль (этюды, прелюдии). Его 24 прелюдии для фортепиано (1-я тетрадь — 1910,2-я — 1913), снабжённые поэтическими названиями («Дельфийские танцовщицы», «Звуки и ароматы реютв вечернем воздухе», «Девушкас волосами цвета льна» и др.), создают образы мягких, порой нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают поэтические видения, жанровые картины. Творчество Дебюсси, одного из крупнейшихмастеров 20 в., оказало существенное влияниена композиторов многих стран.
Шехеразада неслышно,мягко,словно кошка,ступая по расшитому ковру подашла к султану и село у его ног. -А сейчас,позволь рассказать тебе историю о юноше-бродяге и прекрасной принцессе,полюбившего молодого человека. Султана начало мучать любопытство и он покорно соглосился провести ещё одну ночь. Однажды на большой и шумный базар забрёл юноша.Он был чернобров,волосы завивались кольцами.Но ни кто не обращал на него внимания.Таких бродяг на бозаре было много.И,конечно,большинство состовляло группу воров и мошенников.Юноша звали Абхей. Он брёл вдоль прилавков,которые ломились от тяжести фруктов или драгоценных вещей.Конечно,он нечего не мог купить. Глазея на драгоценности,Абхей кого-то задел плечом.Он обернулся и увидел очеровательную девушку.Девушка посмотрела на него и обернувшись пошла дальше.Но она ему так понравилась,что он сам этого не желая пошёл за ней.Бродяга не знал что эта дочь султана сбежавшая из дворца.Принцессу звали Девика. Спустя время Девика заметела что за ней кто то следует.Она решила разобраться.Только она хотела развернуться как почувствовала у горла острое лезвие кинжала. -Что красавица страшно?-сказал ей неприятный мужской голос. Девика даже не могла крикнуть.И вдруг она услышала глухой удар. Она повернулась и увидела Абхея. -Он не обидел тебя-робко спросил юношо.Они оба влюбились друг в друга. Вскоре Абхей и Девика поженились.Так несчастный бродяга стал мужем прекрасной принцессы Девики