О литературе и не только...: Людмила Плоткина История романса "Только раз ". Слова Павла Германа(1894 - 1952г.) Музыка Бориса Фомина (1900 - 1948г.).
*** День и ночь роняет сердце ласку, День и ночь кружится голова, День и ночь взволнованною сказкой Мне звучат твои слова.
Только раз бывают в жизни встречи, Только раз судьбою рвется нить, Только раз в холодный серый вечер Мне так хочется любить!
Taет луч пурпурного заката, Синевой окутаны цветы. Где же ты, желанная когда-то? Где же ты, будившая мечты?
Только раз бывают в жизни встречи, Только раз судьбою рвется нить, Только раз в холодный серый вечер Мне так хочется любить!
Борис Фомин писал лирические произведения, одно из них посвятил своей будущей жене, Марии Сергеевне Небольсиной: «Посвящаю с чувством глубокой любви», - откровенно написал он на нотах. А вот свое поэтическое авторство Фомин на нотах не обозначил, так как сочинять и слова, и музыку считалось верным признаком дилетантизма. Романс назывался «Три маленьких розы». А точнее, это был не столько романс, сколько интимная песенка, навеянная восторгами и тревогами первой любви. Песенка оказалась столь симпатичной, что быстро вышла из круга семейного музицирования на эстраду, в репертуар известной тогда певицы Вероники Ля Туш. *** А музыку к своему самому знаменитому романсу, который принес ему настоящую мировую славу, Борис Фомин сочинил в пору жениховства. Он назывался «Только раз». Музыка была написана за одну ночь, а на утро он побежал к своему знакомому поэту Павлу Герману. У того были стихи, которые он написал в октябре 1923 года и они превосходно легли на музыку Фомина. *** Вскоре Фомин отнес свое сочинение в Столешников переулок к Изабелле Юрьевой. Сел за рояль, сыграл. Ей романс очень понравился и она взяла его в свой репертуар. Романс стал очень популярен, имел колоссальный успех. Вскоре Фомин стал приносить и другие свои вещи: «Пой, цыган», «Все впереди», «Саша»… На авторском экземпляре он обычно подписывал: «Первое исполнение разрешаю легендарной Изабелле Юрьевой». Жаль только, что ноты эти не сохранились. *** Впервые романс прозвучал в саду «Эрмитаж» в 1924году. Изабелле Юрьевой аккомпанировал Дмитрий Покрасс. А скромный автор со своей возлюбленной прятался в публике, с трепетом ожидая приговора. Но успех превзошел все ожидания. Гром аплодисментов заставил Фомина выйти на эстраду. Так началась настоящая слава, которая быстро вышла за пределы России и которой мог бы позавидовать каждый. *** Но сдавая рукопись в печать, Фомин с благодарностью посвятил романс… нет, не Изабелле Юрьевой, а своей будущей тёще Марии Федоровне Небольсиной-Масальской. В том же 1924 году романс вышел из печати, но тысячные тиражи, которые пришлось повторять и позднее, не могли удовлетворить спрос. Настолько он был популярен. Его пели не только почти все исполнители старинных романсов, его пела вся Россия. Вошедший в городской фольклор, потерявший имена авторов романс Германа и Фомина стали приписывать Есенину. А музыка считалась народной. И тем не менее судьба романса сложилась крайне драматично. Тогдашние идеологи пришли к выводу, что ничего вреднее этого романса быть не может, ведь атмосфера грусти неприемлема для советского человека. Романс запретили и 30 лет его не пели. Но в народе его пели, он звучал в квартирах и коммуналках, переписывался в альбомы и тетради. Фомин и сам не мог предвидеть такую живучесть своего сочинения. Торжественная, мужественная мелодия романса преображала и возвышала душу. Романс не просто будоражил любовные чувства, он поднимал человека с колен, он сбросить оковы с души. Над этим романсом оказались не властны ни время, ни чиновничьи указы. Этот популярный романс занимает первое место по количеству исполнителей – около 130-ти. Среди мастеров в дополнение к И.Юрьевой пели романс Ю.Морфесси и А.Вертинский. После 30-летнего молчания его включили в репертуар такие известные исполнители как В.Агафонов, Н.Брегвадзе, Д.Гнатюк, Э.Жерздёва, Г.Карева, Г.Каменный, К.Лазаренко, В.Пономарёва, Н.Сличенко, В.Трошин, Б.Штоколов и многие другие. Среди самых современных эстрадных и академических исполнителей – Валерия, Владияр, Т.Гвердцители, А.Градский, И.Кобзон, Л.Курдюмова, А.Малинин, М.Минцаев, О.Погудин, Д.Ряхин, Е.Смольянинова, Д.Хворостовский, Н.Шацкая и многие другие. Поют этот романс и тенора и баритоны и басы, и сопрано и меццо-сопрано, и контральто, и мужчины и женщины (слегка меняя оригинальный мужской вариант), и эстрадники и исполнители “бардовского” направления, и в сопровождении фортепиано и в сопровождении скрипки, и в сопровождении оркестра народных инструментов, и в сопровождении эстрадных ансамблей и под гитару. Поёт Дмитрий Хворостовский:
История романса "Только раз ".
Слова Павла Германа(1894 - 1952г.)
Музыка Бориса Фомина (1900 - 1948г.).
***
День и ночь роняет сердце ласку,
День и ночь кружится голова,
День и ночь взволнованною сказкой
Мне звучат твои слова.
Только раз бывают в жизни встречи,
Только раз судьбою рвется нить,
Только раз в холодный серый вечер
Мне так хочется любить!
Taет луч пурпурного заката,
Синевой окутаны цветы.
Где же ты, желанная когда-то?
Где же ты, будившая мечты?
Только раз бывают в жизни встречи,
Только раз судьбою рвется нить,
Только раз в холодный серый вечер
Мне так хочется любить!
Борис Фомин писал лирические произведения, одно из них посвятил своей будущей жене, Марии Сергеевне Небольсиной: «Посвящаю с чувством глубокой любви», - откровенно написал он на нотах. А вот свое поэтическое авторство Фомин на нотах не обозначил, так как сочинять и слова, и музыку считалось верным признаком дилетантизма. Романс назывался «Три маленьких розы». А точнее, это был не столько романс, сколько интимная песенка, навеянная восторгами и тревогами первой любви. Песенка оказалась столь симпатичной, что быстро вышла из круга семейного музицирования на эстраду, в репертуар известной тогда певицы Вероники Ля Туш.
***
А музыку к своему самому знаменитому романсу, который принес ему настоящую мировую славу, Борис Фомин сочинил в пору жениховства. Он назывался «Только раз». Музыка была написана за одну ночь, а на утро он побежал к своему знакомому поэту Павлу Герману. У того были стихи, которые он написал в октябре 1923 года и они превосходно легли на музыку Фомина.
***
Вскоре Фомин отнес свое сочинение в Столешников переулок к Изабелле Юрьевой. Сел за рояль, сыграл. Ей романс очень понравился и она взяла его в свой репертуар. Романс стал очень популярен, имел колоссальный успех. Вскоре Фомин стал приносить и другие свои вещи: «Пой, цыган», «Все впереди», «Саша»… На авторском экземпляре он обычно подписывал: «Первое исполнение разрешаю легендарной Изабелле Юрьевой». Жаль только, что ноты эти не сохранились.
***
Впервые романс прозвучал в саду «Эрмитаж» в 1924году. Изабелле Юрьевой аккомпанировал Дмитрий Покрасс. А скромный автор со своей возлюбленной прятался в публике, с трепетом ожидая приговора. Но успех превзошел все ожидания. Гром аплодисментов заставил Фомина выйти на эстраду. Так началась настоящая слава, которая быстро вышла за пределы России и которой мог бы позавидовать каждый.
***
Но сдавая рукопись в печать, Фомин с благодарностью посвятил романс… нет, не Изабелле Юрьевой, а своей будущей тёще Марии Федоровне Небольсиной-Масальской.
В том же 1924 году романс вышел из печати, но тысячные тиражи, которые пришлось повторять и позднее, не могли удовлетворить спрос. Настолько он был популярен. Его пели не только почти все исполнители старинных романсов, его пела вся Россия. Вошедший в городской фольклор, потерявший имена авторов романс Германа и Фомина стали приписывать Есенину. А музыка считалась народной.
И тем не менее судьба романса сложилась крайне драматично. Тогдашние идеологи пришли к выводу, что ничего вреднее этого романса быть не может, ведь атмосфера грусти неприемлема для советского человека. Романс запретили и 30 лет его не пели.
Но в народе его пели, он звучал в квартирах и коммуналках, переписывался в альбомы и тетради. Фомин и сам не мог предвидеть такую живучесть своего сочинения. Торжественная, мужественная мелодия романса преображала и возвышала душу. Романс не просто будоражил любовные чувства, он поднимал человека с колен, он сбросить оковы с души. Над этим романсом оказались не властны ни время, ни чиновничьи указы.
Этот популярный романс занимает первое место по количеству исполнителей – около 130-ти.
Среди мастеров в дополнение к И.Юрьевой пели романс Ю.Морфесси и А.Вертинский.
После 30-летнего молчания его включили в репертуар такие известные исполнители как В.Агафонов, Н.Брегвадзе, Д.Гнатюк, Э.Жерздёва, Г.Карева, Г.Каменный, К.Лазаренко, В.Пономарёва, Н.Сличенко, В.Трошин, Б.Штоколов и многие другие.
Среди самых современных эстрадных и академических исполнителей – Валерия, Владияр, Т.Гвердцители, А.Градский, И.Кобзон, Л.Курдюмова, А.Малинин, М.Минцаев, О.Погудин, Д.Ряхин, Е.Смольянинова, Д.Хворостовский, Н.Шацкая и многие другие.
Поют этот романс и тенора и баритоны и басы, и сопрано и меццо-сопрано, и контральто, и мужчины и женщины (слегка меняя оригинальный мужской вариант), и эстрадники и исполнители “бардовского” направления, и в сопровождении фортепиано и в сопровождении скрипки, и в сопровождении оркестра народных инструментов, и в сопровождении эстрадных ансамблей и под гитару.
Поёт Дмитрий Хворостовский: