Промежуточная контрольная работа по музыке 7 класс
Ф.И. класс
1.Какое сочинение называется программным?
а)написанное композитором б)имеющее название в)имеющее название и эпиграф
2. Кто является автором фортепианного цикла « Времена года»:
а)Р.А.Римский – Корсаков б) П.И. Чайковский в) С.В.Рахманинов
3.Какая тема стала излюбленной в русском искусстве 19 века:
а)Запада б) Востока в )Юга
4.Симфоническое произведение какого композитора создано по мотивам сказок « Тысяча и одна ночь»:
а )А.Бородина б )Р.А.Римского- Корсакова в ) В.Стасова
5.Какой образ раскрывается в произведении Ф. Шуберта « Лесной царь»:
а ) драматический б ) лирический в ) эпический
6.Драматические образы требуют :
а )статичного развития б ) динамического развития в )отсутствия развития
7. Опера « Садко» Н. А. Римского –Корсакова рассматривает:
а) лирические образы б )драматические образы в ) эпические образы
8.Какое развитие требуется для эпических образов:
а ) динамичное б ) неспешное в)отсутствие развития
9.Что означает такое понятие, как « Память жанра»:
а ) память о конкретном произведении б)память о конкретном жанре в )память о конкретном образе
10. Оперу « Кармен» написал:
а)К. Дебюсси б )Ж.Бизе в )М. Равель
11.Непременный закон искусства это:
а )единство содержания и формы б )единство программности и формы
в)единство образности и формы
12.Какой русский поэт написал стихотворение о непременном законе искусства:
а)И. Бунин б)А.Блок в)В.Брюсов.
13.Между чем важна связь в музыкальном сочинении:
а)между характером и формой б)между характером и ладом в) между характером и тональностью
14. « Прелюдия» Ф. Шопена написана в форме:
а)2 х –частная б х –частная в)период
15.Романс « Венецианская ночь» написал:
а)М. Глинка б)А.Бородин в) Н.Римский- Корсаков
16.Форма « период» состоит:
а) из двух предложений б) из трёх предложений в) из одного предложения
17.Романс « Я здесь, Инезилья…» написан на стихи:
а)А.Пушкина. б)А.Козлова в)А. Майкова.
18.Романс « Венецианская ночь» написан:
а) в форме периода б) в форме рондо в) в 2х частной форме
19.Форма « рондо» основана на:
а) импровизации тем б)повторности одной темы с чередованием в) чередовании2 х тем
20.Автором слов романса «Спящая княжна» является:
а) Н.Кукольник б)А.Пушкин. в)А. Бородин.
21.Форма « вариация» основана на:
а)динамичном изменении первоначальной темы б)чередовании двух основных тем
в)чередовании темы и эпизода
22 « Ленинградскую симфонию» написал:
а)Е. Светланов б)Д. Шостакович в)С. Рахманинов
23.Основойоперы А. Бородина является:
а)роман А. Пушкина б)литературный памятник 12 века в)древнерусские былины
24.Главные действующие лица оперы А. Бородина это:
а)Князь Мстислав и хан Гзак б)Князь Олег и хан Овлур в)Князь Игорь и хан Кончак
Импрессионизм в музыке
Музыкальный импрессионизм в качестве предшественника имеет прежде всего импрессионизм во французской живописи. У них не только общие корни, но и причинно-следственные отношения. И главный импрессионист в музыке, Клод Дебюсси, и особенно, Эрик Сати, его друг и предшественник на этом пути, и принявший от Дебюсси эстафету лидерства Морис Равель, искали и находили не только аналогии, но и выразительные средства в творчестве Клода Моне, Поля Сезанна, Пюви де Шаванна и Анри де Тулуз-Лотрека.
Сам по себе термин «импрессионизм» по отношению к музыке носит подчёркнуто условный и спекулятивный характер (в частности, против него неоднократно возражал сам Клод Дебюсси, впрочем, не предлагая ничего определённого взамен). Понятно, что средства живописи, связанные со зрением и средства музыкального искусства, базирующиеся большей частью на слухе, могут быть связаны друг с другом только при особенных, тонких ассоциативных параллелей, существующих только в сознании. Проще говоря, расплывчатое изображение Парижа «в осеннем дожде» и такие же звуки, «приглушённые шумом падающих капель» уже сами по себе имеют свойство художественного образа, но не реального механизма. Прямые аналогии между средствами живописи и музыки возможны только при посредстве личности композитора, испытавшего на себе личное влияние художников или их полотен. Если художник или композитор отрицает или не признаёт подобные связи, то говорить о них становится как минимум, затруднительным. Однако перед нами в качестве важного артефакта имеются признания и, (что важнее всего) сами произведения главных действующих лиц музыкального импрессионизма. Отчётливее остальных эту мысль выразил именно Эрик Сати, постоянно акцентировавший внимание на том, сколь многим в своём творчестве он обязан художникам. Он привлёк к себе Дебюсси оригинальностью своего мышления, независимым, грубоватым характером и едким остроумием, не щадящим решительно никаких авторитетов. Также, Сати заинтересовал Дебюсси своими новаторскими фортепианными и вокальными сочинениями, написанными смелой, хотя и не вполне профессиональной рукой.
Кармен Жоржа Бизе – одна из самых ярких оперных героинь. Это – олицетворение страстного темперамента, женской неотразимости, независимости. «Оперная» Кармен мало напоминает свой литературный прототип. Композитор и либреттисты устранили ее хитрость, вороватость, всё мелкое, обыденное, что «снижало» этот персонаж Мериме. Кроме того, в трактовке Бизе Кармен приобрела черты трагического величия: свое право на свободу любви она доказывает ценой собственной жизни.
Первая характеристика Кармен дана уже в увертюре, где возникает основной лейтмотив оперы – тема «роковой страсти». Резко контрастируя всей предшествующей музыке (темам народного праздника и лейтмотиву Тореадора), эта тема воспринимается как символ роковой предопределенности любви Кармен и Хозе. Она отличается остротой увеличенных секунд, ладотональной неустойчивостью, напряженным секвентным развитием, отсутствием каденционного завершения. Лейтмотив «роковой страсти» впоследствии появляется в наиболее важных моментах драмы: в сцене с цветком (завязка), в дуэте Кармен и Хозе во II действии (первая кульминация), перед «ариозо гадания» (драматургический перелом) и особенно широко – в финале оперы (развязка).
Эта же тема сопровождает первое появление Кармен в опере, приобретая, однако, совсем иной оттенок: оживленный темп, элементы танцевальности придают ей характер темпераментный, зажигательный, эффектный, связанный с внешним обликом героини.