Чтобы понять это, нужно прочитать у Пушкина чуть-чуть дальше. Сальери говорит:
- Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.
А Моцарт ему отвечает:
- Ба! право? может быть...
Сальери завидует Моцарту. Завидует его гениальности. Его мучает то, как легко и непринужденно Моцарт сочиняет гениальную музыку. Недаром говорят, что все гениальное - просто. Но на эту простоту не все. Именно поэтому Сальери называет Моцарта богом. А что же Моцарт? Моцарт равнодушно отвечает "Может быть". Он не хвалится собой.
Именно это не нравится Сальери в Моцарте. Моцарт гениален, но даже не осознает этого. Сальери, которому далеко до Моцарта, понимает, каким бесценным сокровищем обладает его друг. Поэтому он говорит "Я знаю, я"
А для Моцарта это - обычное дело. А еще это талант, это дар. Его нельзя купить, украсть или выучить по книгам. Он или есть, или его нет. У Сальери такого таланта нет. Поэтому он не выдерживает и отравляет гениального друга.
Объяснение: на самом деле, эта история - выдумка Пушкина. Только учительнице говорить об этом не обязательно. Сальери не травил Моцарта. Вообще, это Моцарт должен был завидовать Сальери. Потому что у него было всё - известность, деньги. Публика любила Сальери, у него было много богатых друзей.
А вот Моцарт никак не мог добиться такого хорошего положения в Вене. И умер почти в нищете. Лишь со временем история расставила все по местам. И теперь мы знаем, что Сальери был просто очень хорошим композитором. Но Моцарт был выше, он был гениальным.
Слово «прелюдия» на латинском языке означает «вступление».
В старинной музыке она действительно выполняла скромную роль вступления к чему-то важному: к пению хорала, к фуге, сонате или ещё какой-нибудь пьесе.
В XVIII веке инструментальные прелюдии начали не только предварять другие пьесы, но и создаваться как самостоятельные произведения. Это, например, органные хоральные прелюдии И. С. Баха (использующие мелодии григорианского хорала). Одновременно в его творчестве утвердился «малый» цикл «прелюдия - фуга». А в двух томах «Хорошо темперированного клавира» им были созданы два «больших» цикла из 24 прелюдий и фуг во всех мажорных и минорных тональностях.
В творчестве Шопена прелюдия совершенно изменила свои назначение и цель. Каждая из его прелюдий – законченное целое, в котором запечатлён один образ или настроение.
Шопен создал своеобразный цикл из 24 прелюдий, написанных во всех мажорных и минорных тональностях. Они похожи на альбом кратких музыкальных записей, отражающих внутренний мир человека, его чувства, мысли, желания. Недаром замечательный русский пианист А. Г. Рубинштейнназвал прелюдии Шопена «жемчужинами».
1838 год - важный этап в творчестве Шопена. Он завершил работу над прелюдиями. Долгие годы ушли на их создание. «Шопен создал свои гениальные прелюдии – 24 кратких слова, в которых сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет, озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвётся и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали...» - так поэтично характеризует прелюдии наш с вами соотечественник, русский музыкант Николай Филиппович Христианович.
24 прелюдии Шопен отослал в Париж; их издание тут же вызвало отклик Роберта Шумана, утверждавшего, что «на каждой из них тончайшим жемчугом выведено: это написал Фридерик Шопен, самый неповторимый из гениев современности... Он есть и остаётся самым смелым, самым гордым поэтическим гением нашего времени». В другом отклике на произведения польского гения Шуман говорил: «Произведения Шопена - это пушки, прикрытые цветами...»
Чтобы понять это, нужно прочитать у Пушкина чуть-чуть дальше. Сальери говорит:
- Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.
А Моцарт ему отвечает:
- Ба! право? может быть...
Сальери завидует Моцарту. Завидует его гениальности. Его мучает то, как легко и непринужденно Моцарт сочиняет гениальную музыку. Недаром говорят, что все гениальное - просто. Но на эту простоту не все. Именно поэтому Сальери называет Моцарта богом. А что же Моцарт? Моцарт равнодушно отвечает "Может быть". Он не хвалится собой.
Именно это не нравится Сальери в Моцарте. Моцарт гениален, но даже не осознает этого. Сальери, которому далеко до Моцарта, понимает, каким бесценным сокровищем обладает его друг. Поэтому он говорит "Я знаю, я"
А для Моцарта это - обычное дело. А еще это талант, это дар. Его нельзя купить, украсть или выучить по книгам. Он или есть, или его нет. У Сальери такого таланта нет. Поэтому он не выдерживает и отравляет гениального друга.
Объяснение: на самом деле, эта история - выдумка Пушкина. Только учительнице говорить об этом не обязательно. Сальери не травил Моцарта. Вообще, это Моцарт должен был завидовать Сальери. Потому что у него было всё - известность, деньги. Публика любила Сальери, у него было много богатых друзей.
А вот Моцарт никак не мог добиться такого хорошего положения в Вене. И умер почти в нищете. Лишь со временем история расставила все по местам. И теперь мы знаем, что Сальери был просто очень хорошим композитором. Но Моцарт был выше, он был гениальным.
Прелюдии Шопена
Слово «прелюдия» на латинском языке означает «вступление».
В старинной музыке она действительно выполняла скромную роль вступления к чему-то важному: к пению хорала, к фуге, сонате или ещё какой-нибудь пьесе.
В XVIII веке инструментальные прелюдии начали не только предварять другие пьесы, но и создаваться как самостоятельные произведения. Это, например, органные хоральные прелюдии И. С. Баха (использующие мелодии григорианского хорала). Одновременно в его творчестве утвердился «малый» цикл «прелюдия - фуга». А в двух томах «Хорошо темперированного клавира» им были созданы два «больших» цикла из 24 прелюдий и фуг во всех мажорных и минорных тональностях.
В творчестве Шопена прелюдия совершенно изменила свои назначение и цель. Каждая из его прелюдий – законченное целое, в котором запечатлён один образ или настроение.
Шопен создал своеобразный цикл из 24 прелюдий, написанных во всех мажорных и минорных тональностях. Они похожи на альбом кратких музыкальных записей, отражающих внутренний мир человека, его чувства, мысли, желания. Недаром замечательный русский пианист А. Г. Рубинштейнназвал прелюдии Шопена «жемчужинами».
1838 год - важный этап в творчестве Шопена. Он завершил работу над прелюдиями. Долгие годы ушли на их создание. «Шопен создал свои гениальные прелюдии – 24 кратких слова, в которых сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет, озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвётся и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали...» - так поэтично характеризует прелюдии наш с вами соотечественник, русский музыкант Николай Филиппович Христианович.
24 прелюдии Шопен отослал в Париж; их издание тут же вызвало отклик Роберта Шумана, утверждавшего, что «на каждой из них тончайшим жемчугом выведено: это написал Фридерик Шопен, самый неповторимый из гениев современности... Он есть и остаётся самым смелым, самым гордым поэтическим гением нашего времени». В другом отклике на произведения польского гения Шуман говорил: «Произведения Шопена - это пушки, прикрытые цветами...»