Совершенно особое место в творчестве шуберта занимает жанр фортепианной сонаты. начиная с 1815 года, работа композитора в этой области протекала непрерывно до самого последнего года его жизни, когда были созданы 3 большие сонаты. в большинстве шубертовских сонат раскрывается лирическое содержание. но это не обобщенная лирика венских классиков. подобно другим романтикам, шуберт индивидуализирует лирические образы, насыщает их тонким психологизмом. его герой – поэт и мечтатель с богатым и сложным внутренним миром, с частой сменой настроений. шубертовская соната стоит особняком как по отношению к большинству сонат бетховена, так и в сравнении с произведениями более поздних романтиков. это соната лирико-жанровая, с повествовательным характером развития и песенным тематизмом. сонатный жанр приобретает характерные для творчества шуберта особенности: если в классической сонате традиционным был контраст активной главной темы с более лирической побочной. у шуберта эти темы значительно сближаются, не столько контрастируя, сколько взаимодополняя друг друга. главная тема тоже становится лирической, более мягкой, песенно закругленной и неторопливой (аllegro moderato, moderato); в результате иным становится и соотношение частей сонатного цикла. вместо традиционного классического контраста быстрой, энергичной 1-й части и медленной лирической 2-й, дается сочетание двух лирических частей в умеренном движении; в сонатных разработках господствует не борьба конфликтных начал с мотивным развитием отдельных элементов тем, а прием варьирования. основные темы экспозиции в разработках сохраняют свою цельность, редко дробятся на отдельные мотивы. характерна тональная устойчивость довольно крупных разделов; сонатные репризы у шуберта редко содержат значительные изменения; оригинальная особенность шубертовских менуэтов и скерцо – их одинаковая близость к вальсу. финалы сонат обычно носят лирический или лирико-жанровый характер; порядок следования частей в сонатах шуберта более традиционен, чем у бетховена. на втором месте всегда медленная часть, за которой следуют менуэт или скерцо (в 4х-частных циклах) и затем финал. в отличие от бетховена, шуберт никогда не писал 2х-частных сонат. ярким примером шубертовской сонаты является соната a-dur ор.120, возникшая, вероятно, летом 1819 года, когда шуберт вместе с фоглем совершил поездку в верхнюю австрию. это одно из наиболее жизнерадостных, поэтичных сочинений композитора: во всех частях господствует светлое настроение..
Роскошная великокняжеская гридница в Киеве. Свадебный пир. За столом сидят Светозар, по обеим сторонам его Руслан и Людмила, по бокам стола Ратмир и Фарлаф. Гости и музыканты. Впереди всех на авансцене - Баян с гуслями.
Действие второе
Картина первая
Пещера Финна. Входит Руслан.
Картина вторая
Пустынная местность. Появляется Фарлаф.
Картина третья
Поле старой битвы. Всё окутано туманом. Видны разбросанные остатки оружия. Появляется Руслан.
Действие третье
Одна сцена
Волшебный замок Наины.
Действие четвёртое
Одна сцена
Волшебные сады Черномора. Вдали водный поток.
Действие пятое
Картина первая
Долина. Лунная ночь. Ратмир сторожит стан.
Картина вторая
Гридница. В глубине на высоком, богато убранном ложе, покоится спящая Людмила. Её окружают Светозар, Фарлаф, придворные, сенные девушки, няни, мамки, отроки, гридни, слуги, дружина, народ.
Действие первое
Одна сцена
Роскошная великокняжеская гридница в Киеве. Свадебный пир. За столом сидят Светозар, по обеим сторонам его Руслан и Людмила, по бокам стола Ратмир и Фарлаф. Гости и музыканты. Впереди всех на авансцене - Баян с гуслями.
Действие второе
Картина первая
Пещера Финна. Входит Руслан.
Картина вторая
Пустынная местность. Появляется Фарлаф.
Картина третья
Поле старой битвы. Всё окутано туманом. Видны разбросанные остатки оружия. Появляется Руслан.
Действие третье
Одна сцена
Волшебный замок Наины.
Действие четвёртое
Одна сцена
Волшебные сады Черномора. Вдали водный поток.
Действие пятое
Картина первая
Долина. Лунная ночь. Ратмир сторожит стан.
Картина вторая
Гридница. В глубине на высоком, богато убранном ложе, покоится спящая Людмила. Её окружают Светозар, Фарлаф, придворные, сенные девушки, няни, мамки, отроки, гридни, слуги, дружина, народ.
Объяснение: