Ромео и Джульетта" Чайковского - это первое обращение композитора к творческому наследию великого английского драматурга. Примечательно, что увертюра "Ромео и Джульетта" не только открывает шекспировскую линию в творчестве Чайковского, но и является началом целой серии творческих замыслов композитора на этот сюжет. Причем, если увертюра была создана в самом начале его творческого пути, то последним обращением к этой трагедии Шекспира была попытка Чайковского написать оперу в последний год его жизни. Результатом чего остался эскиз дуэта "Ромео и Джульетты", завершенный С. И. Танеевым.
Сочинения Шекспира получили в России широкое распространение, его пьесы ставились в столичных и провинциальных театрах, неоднократно переводились на русский язык (Н. И. Гнедич, М. П. Вронченко, Н. А. Полевой, А. И. Кронеберг, А. В. Дружинин, А. А. Григорьева, П. И. Вейнберг и др.). Создания Шекспира явились первоисточником множества музыкальных интерпретаций. Чайковский отлично знал шекспировское творчество, восторженно отзывался о многих произведениях драматурга ("Ромео и Джульетта", "Сон в летнюю ночь", "Генрих IV" и др.), смотрел их в русских и зарубежных театрах, цитировал в письмах афористичные формулы из них, относил Шекспира к величайшим проявлениям человеческого гения, ставя его в один ряд с Гомером, Данте, Рафаэлем, В. А. Моцартом, Л. Бетховеном, А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем и др.
В библиотеке Чайковского было представлено Полное собрание драматических произведений Шекспира в переводах русских писателей, а также издания отдельных произведений; в разных книгах имеются пометки композитора. Приступая к изучению английского языка, он подчеркивал: "... прочесть Шекспира, Диккенса, Теккерея в подлиннике - это будет услада моей стареющейся жизни" .
С музыкальной точки зрения его больше всего влекла "Ромео и Джульетта" (1595)
Особенностью появления этого сюжета в композиторской судьбе Чайковского является тот факт, что он появился в поле зрения Петра Ильича по предложению композитора М. А. Балакирева, который достаточно настойчиво уговаривал Чайковского написать на него симфоническое произведение. Он разработал программу и даже предложил план изложения музыкального материала. Парадокс заключался в том, что предложенный или, точнее сказать, навязанный извне сюжет стал для Чайковского сюжетом на всю жизнь.
Георгий Свиридов. Этот выдающийся музыкант своим творчеством оставил в отечественной культуре настолько яркий след, что в нашей стране его величают композитором советской эпохи. Отдавая предпочтение вокально-хоровым жанрам, Свиридов, тем не менее, написал немало выдающихся инструментальных сочинений, как, например, знаменитая симфоническая сюита «Метель», созданная из музыкальных иллюстраций к одноимённому кинофильму. Среди девяти входящих в цикл очаровательных композиций хочется особо выделить «Романс» - произведение, которое настолько насыщено глубокими чувствами, что слушая его, душа восторженно замирает.
Историю создания «Романса» Свиридова, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История
История возникновения «Романса» неразрывно связана с созданием Георгием Свиридовым музыкальных иллюстраций к кинофильму «Метель», который композитор сочинил в 1964 году.
После творческого затишья, вызванного тяжёлым периодом на рубеже сороковых и пятидесятых годов, когда Свиридова и других композиторов обвинили в формализме, он смог морально восстановиться только к началу шестидесятых годов. Его произведения, которые ранее находились в опале, то есть не исполнялись и не печатались, вновь зазвучали с концертных площадок, завоёвывая всё большее количество почитателей. Воспрянув от пережитого, Георгий Васильевич с энтузиазмом взялся за создание новых сочинений, и премьерное исполнение каждого теперь воспринималось как особое событие в музыкальной жизни. Концертные залы наполнялись до отказа, слушатели воспринимали произведения композитора затаив дыхание.
Георгий Свиридов, автор "Метели"
В ту пору особой активностью отличалась и общественная деятельность Георгия Васильевича. Он часто встречался со своими слушателями на творческих вечерах, рассказывал о своих новых планах, а также дискутировал с аудиторией на тему развития музыкальных направлений. Более того, в центральных газетах и журналах систематично появлялись публикации его статей, в которых рассматривались во культурной жизни страны. Теперь авторитетность Свиридова достигла такого уровня, что он был удостоен чести стать членом правления Союза Композиторов.
Несмотря на то, что Георгий Васильевич в большей мере уделял внимание вокально-хоровым жанрам, инструментальная музыка, в основном создаваемая для художественных фильмов и театральных спектаклей, тоже занимала определённое место в его творчестве. Так, в 1964 году он по настоятельной кинорежиссёра Владимира Басова взялся за сочинение музыкальных зарисовок к фильму «Метель», в основу сценария которого легла повесть величайшего Пушкина. К произведениям гениального поэта Свиридов относился с необычайным почитанием, именно стихотворные тексты Александра Сергеевича были положены в основу первых романсов композитора. Вновь поступившее предложение режиссёра пришлось по душе Георгию Васильевичу ещё и по другим причинам. Во-первых, его привлекала возможность отобразить в музыкальных звуках русскую действительность и образный мир уездной России эпохи Пушкина, а во-вторых, из всех времён года Свиридов в творчестве отдавал предпочтение зимней поре.
Александр Сергеевич Пушкин
Работу над музыкой к «Метели» маэстро начал с вдохновением и энтузиазмом. Он поставил перед собой цель создать такие музыкальные иллюстрации к фильму, чтобы жизнь небольшого провинциального города не представлялась безрадостной и унылой. А чтобы всё выглядело как можно правдоподобнее, применил только те музыкальные жанры, которые в пушкинские времена были наиболее популярны, например марш, романс и вальс.
Сочинение музыкального материала, включающего в себя вышеупомянутый «Романс», продолжалось не долго. Фильм сняли и смонтировали, а в конце февраля 1965 года пустили в прокат. Не очень удачная работа режиссёра Басова на зрителей впечатления не произвела, а вот музыка полюбилась сразу, и её фрагменты стали часто звучать по телевидению и радио. Вскоре музыкальные иллюстрации приобрели настолько большую популярность, что Свиридов принял решение переоркестровать их и объединить в симфонический цикл, впоследствии именованный «Метель – музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина». Произведению, ставшим самостоятельным в 1973 году, была уготована счастливая сценическая жизнь. «Романс» вошёл в сюиту под номером четыре.
Объяснение:
Ромео и Джульетта" Чайковского - это первое обращение композитора к творческому наследию великого английского драматурга. Примечательно, что увертюра "Ромео и Джульетта" не только открывает шекспировскую линию в творчестве Чайковского, но и является началом целой серии творческих замыслов композитора на этот сюжет. Причем, если увертюра была создана в самом начале его творческого пути, то последним обращением к этой трагедии Шекспира была попытка Чайковского написать оперу в последний год его жизни. Результатом чего остался эскиз дуэта "Ромео и Джульетты", завершенный С. И. Танеевым.
Сочинения Шекспира получили в России широкое распространение, его пьесы ставились в столичных и провинциальных театрах, неоднократно переводились на русский язык (Н. И. Гнедич, М. П. Вронченко, Н. А. Полевой, А. И. Кронеберг, А. В. Дружинин, А. А. Григорьева, П. И. Вейнберг и др.). Создания Шекспира явились первоисточником множества музыкальных интерпретаций. Чайковский отлично знал шекспировское творчество, восторженно отзывался о многих произведениях драматурга ("Ромео и Джульетта", "Сон в летнюю ночь", "Генрих IV" и др.), смотрел их в русских и зарубежных театрах, цитировал в письмах афористичные формулы из них, относил Шекспира к величайшим проявлениям человеческого гения, ставя его в один ряд с Гомером, Данте, Рафаэлем, В. А. Моцартом, Л. Бетховеном, А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем и др.
В библиотеке Чайковского было представлено Полное собрание драматических произведений Шекспира в переводах русских писателей, а также издания отдельных произведений; в разных книгах имеются пометки композитора. Приступая к изучению английского языка, он подчеркивал: "... прочесть Шекспира, Диккенса, Теккерея в подлиннике - это будет услада моей стареющейся жизни" .
С музыкальной точки зрения его больше всего влекла "Ромео и Джульетта" (1595)
Особенностью появления этого сюжета в композиторской судьбе Чайковского является тот факт, что он появился в поле зрения Петра Ильича по предложению композитора М. А. Балакирева, который достаточно настойчиво уговаривал Чайковского написать на него симфоническое произведение. Он разработал программу и даже предложил план изложения музыкального материала. Парадокс заключался в том, что предложенный или, точнее сказать, навязанный извне сюжет стал для Чайковского сюжетом на всю жизнь.
Георгий Свиридов. Этот выдающийся музыкант своим творчеством оставил в отечественной культуре настолько яркий след, что в нашей стране его величают композитором советской эпохи. Отдавая предпочтение вокально-хоровым жанрам, Свиридов, тем не менее, написал немало выдающихся инструментальных сочинений, как, например, знаменитая симфоническая сюита «Метель», созданная из музыкальных иллюстраций к одноимённому кинофильму. Среди девяти входящих в цикл очаровательных композиций хочется особо выделить «Романс» - произведение, которое настолько насыщено глубокими чувствами, что слушая его, душа восторженно замирает.
Историю создания «Романса» Свиридова, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История
История возникновения «Романса» неразрывно связана с созданием Георгием Свиридовым музыкальных иллюстраций к кинофильму «Метель», который композитор сочинил в 1964 году.
После творческого затишья, вызванного тяжёлым периодом на рубеже сороковых и пятидесятых годов, когда Свиридова и других композиторов обвинили в формализме, он смог морально восстановиться только к началу шестидесятых годов. Его произведения, которые ранее находились в опале, то есть не исполнялись и не печатались, вновь зазвучали с концертных площадок, завоёвывая всё большее количество почитателей. Воспрянув от пережитого, Георгий Васильевич с энтузиазмом взялся за создание новых сочинений, и премьерное исполнение каждого теперь воспринималось как особое событие в музыкальной жизни. Концертные залы наполнялись до отказа, слушатели воспринимали произведения композитора затаив дыхание.
Георгий Свиридов, автор "Метели"
В ту пору особой активностью отличалась и общественная деятельность Георгия Васильевича. Он часто встречался со своими слушателями на творческих вечерах, рассказывал о своих новых планах, а также дискутировал с аудиторией на тему развития музыкальных направлений. Более того, в центральных газетах и журналах систематично появлялись публикации его статей, в которых рассматривались во культурной жизни страны. Теперь авторитетность Свиридова достигла такого уровня, что он был удостоен чести стать членом правления Союза Композиторов.
Несмотря на то, что Георгий Васильевич в большей мере уделял внимание вокально-хоровым жанрам, инструментальная музыка, в основном создаваемая для художественных фильмов и театральных спектаклей, тоже занимала определённое место в его творчестве. Так, в 1964 году он по настоятельной кинорежиссёра Владимира Басова взялся за сочинение музыкальных зарисовок к фильму «Метель», в основу сценария которого легла повесть величайшего Пушкина. К произведениям гениального поэта Свиридов относился с необычайным почитанием, именно стихотворные тексты Александра Сергеевича были положены в основу первых романсов композитора. Вновь поступившее предложение режиссёра пришлось по душе Георгию Васильевичу ещё и по другим причинам. Во-первых, его привлекала возможность отобразить в музыкальных звуках русскую действительность и образный мир уездной России эпохи Пушкина, а во-вторых, из всех времён года Свиридов в творчестве отдавал предпочтение зимней поре.
Александр Сергеевич Пушкин
Работу над музыкой к «Метели» маэстро начал с вдохновением и энтузиазмом. Он поставил перед собой цель создать такие музыкальные иллюстрации к фильму, чтобы жизнь небольшого провинциального города не представлялась безрадостной и унылой. А чтобы всё выглядело как можно правдоподобнее, применил только те музыкальные жанры, которые в пушкинские времена были наиболее популярны, например марш, романс и вальс.
Сочинение музыкального материала, включающего в себя вышеупомянутый «Романс», продолжалось не долго. Фильм сняли и смонтировали, а в конце февраля 1965 года пустили в прокат. Не очень удачная работа режиссёра Басова на зрителей впечатления не произвела, а вот музыка полюбилась сразу, и её фрагменты стали часто звучать по телевидению и радио. Вскоре музыкальные иллюстрации приобрели настолько большую популярность, что Свиридов принял решение переоркестровать их и объединить в симфонический цикл, впоследствии именованный «Метель – музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина». Произведению, ставшим самостоятельным в 1973 году, была уготована счастливая сценическая жизнь. «Романс» вошёл в сюиту под номером четыре.