обрядовой музыки, в основном, волхвы,народной – скоморохи.
Древнерусская музыка была тесно связана с обрядами и верованиями, а также с земледельческим трудом. Этим и объясняется большое разнообразие жанров. На площадях, в домах, на пирах исполнялись былины, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые, колыбельные и многие другие песни.
Скоморохи (их еще называли «лицедеями», так как они не только пели и играли музыку, но и устраивали представления, зачастую импровизированные) были первыми профессиональными музыкантами на Руси.
В своем творчестве они использовали такие музыкальные инструменты, как
Многие музыканты выступали на пирах, воспевая доблесть русских витязей и князей. Образ подобного сказителя выведен в «Слове о полке Игореве» – знаменитый Баян.
После захвата Руси татаро-монголами центром культурной жизни стал свободный «господин Великий Новгород». Именно там получил развитие такой жанр как былина. Былины донесли до нас историю о знаменитом исполнителе и гусляре Садко, покорившем своей музыкой даже Морского царя.
Колокольный звон как музыкальный жанр
Также на новгородской почве развился уникальный, типичный только для музыки Древней Руси жанр – искусство колокольного звона. Всего существует три вида звона:
благовест (равномерные удары в большой колокол),перезвон (перебор колоколов от самого маленького до самого большого или наоборот)и собственно сам звон (это уже было самой настоящей игрой на колоколах).
Профессиональный звонарь учился искусству звона всю свою жизнь.
ЕЕ ОТЛИЧАЕТ НЕВЕРОЯТНАЯ ИЗЫСКАННОСТЬ, ТОНКОСТЬ, ОЧАРОВАНИЕ -ЭТО ВСЕ ВЫЗЫВАЕТ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВА, ГЕНИАЛЬНОЙ ПРОСТОТЫ. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ШЕДЕВР - В НЕТОРОПЛИВОЙ , ДОВЕРИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИИ, НАПОМИНАЮЩЕЙ НЕГРОМКУЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ РЕЧЬ. ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛУБОКОЕ И ОБЪЕМНОЕ.НЕСМОТРЯ НА СВОЮ КРАТКОСТЬ, ОНА КАК БУДТО РАЗДВИГАЕТ ГРАНИЦЫ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ, ВСТУПАЯ В ДИАЛОГ С ЖИВОТВОРЯЩЕЙ ТРАДИЦИЕЙ ПРЕЖНИХ ВРЕМЕН, НАВЕВАЯ ОБРАЗЫ УШЕДШЕЙ МУЗЫКИ, БЫЛЫХ ЧУВСТВ И ДУШЕВНЫХ СТРЕМЛЕНИЙ. ИТАК, 1 ПЕРИОД, 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ, 4 ФРАЗЫ, 8 МОТИВОВ ОБРАЗУЮТ ПОДЛИННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ШЕДЕВР, В КОТОРОМ КРАТКОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ В СОЧЕТАНИИ С НЕСКОЛЬКИМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ ПРИЕМАМИ ПРИОТКРЫВАЕТ ЗАВЕСУ В ТОТ НЕВЕДОМЫЙ МИР, ОТКУДА К НАМ ПРИХОДЯТ ВСЕ ОБРАЗЫ И ВСЕ МЕЧТЫ.
В Древней Руси исполнителями и авторами были:
обрядовой музыки, в основном, волхвы,народной – скоморохи.
Древнерусская музыка была тесно связана с обрядами и верованиями, а также с земледельческим трудом. Этим и объясняется большое разнообразие жанров. На площадях, в домах, на пирах исполнялись былины, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые, колыбельные и многие другие песни.
Скоморохи (их еще называли «лицедеями», так как они не только пели и играли музыку, но и устраивали представления, зачастую импровизированные) были первыми профессиональными музыкантами на Руси.
В своем творчестве они использовали такие музыкальные инструменты, как
дудки, волынки, гусли, гудки, трубы, бубны, свирели.
Многие музыканты выступали на пирах, воспевая доблесть русских витязей и князей. Образ подобного сказителя выведен в «Слове о полке Игореве» – знаменитый Баян.
После захвата Руси татаро-монголами центром культурной жизни стал свободный «господин Великий Новгород». Именно там получил развитие такой жанр как былина. Былины донесли до нас историю о знаменитом исполнителе и гусляре Садко, покорившем своей музыкой даже Морского царя.
Колокольный звон как музыкальный жанр
Также на новгородской почве развился уникальный, типичный только для музыки Древней Руси жанр – искусство колокольного звона. Всего существует три вида звона:
благовест (равномерные удары в большой колокол),перезвон (перебор колоколов от самого маленького до самого большого или наоборот)и собственно сам звон (это уже было самой настоящей игрой на колоколах).
Профессиональный звонарь учился искусству звона всю свою жизнь.
Ф.ШОПЕН . ПРЕЛЮДИЯ, СОЧ.28 №7.
ЕЕ ОТЛИЧАЕТ НЕВЕРОЯТНАЯ ИЗЫСКАННОСТЬ, ТОНКОСТЬ, ОЧАРОВАНИЕ -ЭТО ВСЕ ВЫЗЫВАЕТ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВА, ГЕНИАЛЬНОЙ ПРОСТОТЫ. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ШЕДЕВР - В НЕТОРОПЛИВОЙ , ДОВЕРИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИИ, НАПОМИНАЮЩЕЙ НЕГРОМКУЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ РЕЧЬ. ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛУБОКОЕ И ОБЪЕМНОЕ.НЕСМОТРЯ НА СВОЮ КРАТКОСТЬ, ОНА КАК БУДТО РАЗДВИГАЕТ ГРАНИЦЫ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ, ВСТУПАЯ В ДИАЛОГ С ЖИВОТВОРЯЩЕЙ ТРАДИЦИЕЙ ПРЕЖНИХ ВРЕМЕН, НАВЕВАЯ ОБРАЗЫ УШЕДШЕЙ МУЗЫКИ, БЫЛЫХ ЧУВСТВ И ДУШЕВНЫХ СТРЕМЛЕНИЙ. ИТАК, 1 ПЕРИОД, 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ, 4 ФРАЗЫ, 8 МОТИВОВ ОБРАЗУЮТ ПОДЛИННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ШЕДЕВР, В КОТОРОМ КРАТКОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ В СОЧЕТАНИИ С НЕСКОЛЬКИМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ ПРИЕМАМИ ПРИОТКРЫВАЕТ ЗАВЕСУ В ТОТ НЕВЕДОМЫЙ МИР, ОТКУДА К НАМ ПРИХОДЯТ ВСЕ ОБРАЗЫ И ВСЕ МЕЧТЫ.