Рассмотрите фрески Дионисия Ферапонтова монастыря. Какие образы запечатлены на них? Какими художественными средствами художник воплощает идею таинственного духовного света?
Послушайте «Фрески Дионисия» Р. Щедрина. Какими звучностями композитор достигает живописности образов, умиротворения, неторопливого движения мысли, духовного движения к светлым идеалам человека?
Послушайте «Орнамент» из концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Кикты. В чём выражается единство музыкальных образов В. Кикты и Р. Щедрина?
Как вы понимаете смысл высказывания М. Глинки: «Чтобы красоту создать, нужно самому быть чистым душой». Приведите примеры музыкальных сочинений, к которым применимы эти слова.
Разучите и спойте в классе песни-притчи С. Копыловой, песни иеромонаха Романа. Какие мысли передают авторы слушателям и исполнителям своих песен?
Древнейшие укрепления Новгорода были, по-видимому, деревянными. Об этом свидетельствует легендарное повествование о князе Рюрике, записанное древним летописцем: «И пришел [Рюрик] к Илмерю [озеру Ильмень], сруби город над Волховом и прозваша й [его] Новгород и седе туи. Где находилась эта древнейшая новгородская крепость – сказать трудно, наиболее вероятно, что она была сооружена на том холме, который уже в начале ХII века фигурирует в новгородских летописях под именем «Городище». Этим словом в древнерусском языке называли древние, заброшенные укрепления.
К 1044 году новгородские летописи относят строительство князем Ярославом каменного детинца или, как часто его называли в древнем Новгороде, «каменного города». Никаких следов этой постройки до нас не дошло, ибо в последующие годы новгородский детинец неоднократно перестраивался. Однако не может быть сомнений в том, что эта первая каменная новгородская крепость находилась на том же месте, где расположен сохранившийся
В XX веке началось возрождение ирландской традиции; стали популярны аккордеон и концертина, стали проводиться соревнования по ирландскому степу и кейли, широко поддерживаемые образовательной системой и патриотическими организациями. Стал популярен шан-нос (ирл. sean-nós, «старый стиль») , стиль исполнения песен и танцев на старый манер.
На Белфастском фестивале артистов в 1792 Эдвард Бантинг подготовил первое собрание традиционных ирландских мелодий и песен, которые издал в 1796. Томас Мур, ирландский поэт, широко использовал работы Бантинга в своем известном сборнике «Ирландские Мелодии» , впервые изданном в 1807.
Благодаря широкой эмиграции ирландцев в США, ирландская музыка стала широко известна в Америке, и оттуда — по всему миру; побывавшие на гастролях музыканты, в свою очередь, вносили проамериканские изменения в свой стиль исполнения.
Среди используемых в ирландской народной музыке инструментов — бойран, гитара, ирландский бузуки, ирландская скрипка (имеется в виду манера исполнения на скрипке) , флейты (в том числе ирландская флейта) и вистлы, ирландская волынка, кельтская арфа, аккордеон и концертина, банджо, губная гармошка.