Жанр «кармен» отличается большим своеобразием. бизе дал ей подзаголовок «комическая опера», хотя ее содержание отличается подлинной трагедийностью. объясняется такое название жанра давней традицией французского театра причислять к комедии любое произведение, сюжетно связанное с повседневной жизнью простых людей. кроме того, бизе избрал для своей оперы традиционный структурный принцип французской комической оперы – чередование законченных музыкальных номеров и разговорных прозаических эпизодов. после смерти бизе его друг, композитор эрнст гиро заменил разговорную речь музыкальной, т.е. речитативами. это способствовало непрерывности музыкального развития, однако связь с жанром комической оперы и вовсе нарушилась. идея оперы заключается в утверждении права человека на свободу чувств. в «кармен» сталкиваются два разных жизненных уклада, два мировоззрения, две психологии, «несовместимость» которых закономерно приводит к трагическому исходу (у хозе – «патриархальная», у кармен – свободная, не скованная нормами общепринятой морали). драматургия оперы основана на контрастном сопоставлении полной драматизма и роковой обреченности любовной драмы и ярких, праздничных сцен народной жизни. это противопоставление развивается на протяжении всего произведения, начиная с увертюры[1] и вплоть до кульминационной заключительной сцены.
Кармен-роковая красотка,цыганка и гадалка.её образ отдельно выражен музыкой,начиная с увертюры ,тема кармен-тревожна,сильна и обворожительна.музыка подчёркивает характер кармен-безудержный ,темпераментный.тема кармен идёт через всё произведение,её невозможно спутать с темой хосе или эскамильо. испанская народная музыка,в совокупности трагедии-это и есть музыка кармен.тема развивается стремительно,как и действия кармен в произведении.музыка-экспрессивная,нарастающая,но тема трагического конца появляется уже в начале произведения.ощущение тревоги,переживаний отражено в музыкальной партии кармен.