Вели́кий шёлковый путь — караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная — мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части) вела в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Термин введён немецким географом Рихтгофен, Фердинандом фон Рихтгофеном в 1877 году.
Николай Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии (сейчас Ленинградская область). Его отец Андрей Римский-Корсаков служил новгородским вице-губернатором, позже — гражданским губернатором в Волынской губернии. В 1835 году ушел в отставку и поселился в фамильном имении. Мать композитора Софья Скарятина была дочерью орловского помещика Василия Скарятина и крепостной крестьянки.
С детства Римский-Корсаков занимался с домашними учителями, которые преподавали ему иностранные языки, литературу и математику. Об учебе будущий композитор писал: «Читать я выучился не учившись, просто шутя; память у меня была превосходная: я запоминал целые страницы из читаемого мне матерью наизусть слово в слово, а арифметику стал понимать очень быстро». Римский-Корсаков, как и его родители, увлекался музыкой.
В шесть лет Николай Римский-Корсаков научился играть на фортепиано, а уже в 11 он написал свои первые произведения — дуэт для голосов с аккомпанементом фортепиано на слова из детской книжки и увертюру. Однако Римский-Корсаков не мечтал быть музыкантом: «Музыку я не особенно любил, или хотя и любил, но она почти никогда не делала на меня сильного впечатления или, по крайней мере, слабейшее в сравнении с любимыми книгами. Но ради игры, ради обезьянничанья… я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты».
В 1856 году Николай Римский-Корсаков поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Там он изучал военное дело, научился стрелять из пушки, чинить корабли, даже несколько раз выходил в открытое море и плавал на судне «Прохор», где капитаном был его брат Воин Римский-Корсаков. Также кадетам преподавали астрономию и математику. В выписке из личного дела Римского-Корсакова отметили: «По-русски читает очень хорошо, пишет хорошо, по грамматике — довольно хорошо. Арифметика на программу своего возраста — очень хорошо; знает более требуемого. География — очень хорошо. В истории — хорошо. Французский язык: читает весьма хорошо, переводит с французского свободно и говорит».
В свободное от занятий в Кадетском корпусе время Николай Римский-Корсаков посещал спектакли Мариинской оперы, а карманные деньги откладывал, чтобы покупать ноты. Любимым композитором Римского-Корсакова был Михаил Глинка. Он вспоминал: «Я, кажется, в первый раз ощутил непосредственную красоту гармонии… В Глинку я был влюблен».
С осени 1858 года Римский-Корсаков стал брать уроки у пианиста Федора Канилле. Тот познакомил начинающего композитора с произведениями Джоаккино Россини, Джакомо Мейербера и Людвига ван Бетховена. Под руководством учителя он написал несколько небольших пьес.
В ноябре 1861 года Канилле привел Римского-Корсакова в кружок музыканта Милия Балакирева — «Могучую кучку». В него входили Модест Мусоргский, Александр Бородин и Цезарь Кюи. Через год начинающий композитор взялся за свое первое крупное произведение — Симфонию №1.
В 1862 году Римский-Корсаков с отличием окончил Морской кадетский корпус. По успеваемости он был шестым в выпуске, поэтому его приняли гардемарином на военный парусник «Алмаз». С 1862 по 1865 год Римский-Корсаков был в кругосветном путешествии: участвовал в экспедиции к берегам Северной Америки, посетил Великобританию, Испанию, Норвегию. Однако композитор хотел как можно скорее вернуться в Россию и продолжить занятия музыкой. Он писал матери: «Разве только тот полезен, кто находится на службе и получает жалованье и чины? Разве музыка пустое занятие вроде скоморошества и показывания фокусов? Отвечаю — решительно нет! Нравственная польза от музыки неоспорима... Русские музыканты не идут, а летят вперед. Я бы должен поддержать это развитие музыки в России, и из меня вышло бы много».
В 1865 году Николая Римского-Корсакова перевели на береговую службу в Петербург. Он снова стал посещать встречи Балакиревского кружка и писать музыку. К концу того же года композитор доработал Симфонию №1. Впервые ее публично исполнил оркестр под управлением Балакирева в декабре 1865 года. На работу над симфонией Римского-Корсакова вдохновляла народная музыка.
Вели́кий шёлковый путь — караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная — мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части) вела в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Термин введён немецким географом Рихтгофен, Фердинандом фон Рихтгофеном в 1877 году.
Николай Римский-Корсаков
Николай Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии (сейчас Ленинградская область). Его отец Андрей Римский-Корсаков служил новгородским вице-губернатором, позже — гражданским губернатором в Волынской губернии. В 1835 году ушел в отставку и поселился в фамильном имении. Мать композитора Софья Скарятина была дочерью орловского помещика Василия Скарятина и крепостной крестьянки.
С детства Римский-Корсаков занимался с домашними учителями, которые преподавали ему иностранные языки, литературу и математику. Об учебе будущий композитор писал: «Читать я выучился не учившись, просто шутя; память у меня была превосходная: я запоминал целые страницы из читаемого мне матерью наизусть слово в слово, а арифметику стал понимать очень быстро». Римский-Корсаков, как и его родители, увлекался музыкой.
В шесть лет Николай Римский-Корсаков научился играть на фортепиано, а уже в 11 он написал свои первые произведения — дуэт для голосов с аккомпанементом фортепиано на слова из детской книжки и увертюру. Однако Римский-Корсаков не мечтал быть музыкантом: «Музыку я не особенно любил, или хотя и любил, но она почти никогда не делала на меня сильного впечатления или, по крайней мере, слабейшее в сравнении с любимыми книгами. Но ради игры, ради обезьянничанья… я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты».
В 1856 году Николай Римский-Корсаков поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Там он изучал военное дело, научился стрелять из пушки, чинить корабли, даже несколько раз выходил в открытое море и плавал на судне «Прохор», где капитаном был его брат Воин Римский-Корсаков. Также кадетам преподавали астрономию и математику. В выписке из личного дела Римского-Корсакова отметили: «По-русски читает очень хорошо, пишет хорошо, по грамматике — довольно хорошо. Арифметика на программу своего возраста — очень хорошо; знает более требуемого. География — очень хорошо. В истории — хорошо. Французский язык: читает весьма хорошо, переводит с французского свободно и говорит».
В свободное от занятий в Кадетском корпусе время Николай Римский-Корсаков посещал спектакли Мариинской оперы, а карманные деньги откладывал, чтобы покупать ноты. Любимым композитором Римского-Корсакова был Михаил Глинка. Он вспоминал: «Я, кажется, в первый раз ощутил непосредственную красоту гармонии… В Глинку я был влюблен».
С осени 1858 года Римский-Корсаков стал брать уроки у пианиста Федора Канилле. Тот познакомил начинающего композитора с произведениями Джоаккино Россини, Джакомо Мейербера и Людвига ван Бетховена. Под руководством учителя он написал несколько небольших пьес.
В ноябре 1861 года Канилле привел Римского-Корсакова в кружок музыканта Милия Балакирева — «Могучую кучку». В него входили Модест Мусоргский, Александр Бородин и Цезарь Кюи. Через год начинающий композитор взялся за свое первое крупное произведение — Симфонию №1.
В 1862 году Римский-Корсаков с отличием окончил Морской кадетский корпус. По успеваемости он был шестым в выпуске, поэтому его приняли гардемарином на военный парусник «Алмаз». С 1862 по 1865 год Римский-Корсаков был в кругосветном путешествии: участвовал в экспедиции к берегам Северной Америки, посетил Великобританию, Испанию, Норвегию. Однако композитор хотел как можно скорее вернуться в Россию и продолжить занятия музыкой. Он писал матери: «Разве только тот полезен, кто находится на службе и получает жалованье и чины? Разве музыка пустое занятие вроде скоморошества и показывания фокусов? Отвечаю — решительно нет! Нравственная польза от музыки неоспорима... Русские музыканты не идут, а летят вперед. Я бы должен поддержать это развитие музыки в России, и из меня вышло бы много».
В 1865 году Николая Римского-Корсакова перевели на береговую службу в Петербург. Он снова стал посещать встречи Балакиревского кружка и писать музыку. К концу того же года композитор доработал Симфонию №1. Впервые ее публично исполнил оркестр под управлением Балакирева в декабре 1865 года. На работу над симфонией Римского-Корсакова вдохновляла народная музыка.