Музыкальный образ Татьяны создается прежде всего чудесными мелодиями, в которых часто слышатся отзвуки задушевной русской романсовой лирики. Первое знакомство слушателя с Татьяной происходит, в сущности, до появления ее на сцене и даже до поднятия занавеса. О "чистой женственной красоте девической души" Татьяны рассказывает лаконичное вступление. Задумчивая и грустная мелодия говорит здесь о мечтаниях Татьяны, о стремлении ее к счастью и о том, что мечтам о счастье не суждено сбыться. Именно в сцене письма Татьяна превращается из мечтательной девочки в любящую девушку, наделенную "воображением мятежным" и "сердцем пламенным и нежным". Мелодическое богатство сцены письма поистине изумительно. Сменяя одна другую, эти мелодии раскрывают сложный мир пылких и противоречивых чувств Татьяны.Начинается сцена письма кратким оркестровым введением;тема его только что прозвучала в разговоре с няней со словами "Ах, няня, няня, я страдаю, я тоскую". Эту патетическую, страстную мелодию можно назвать темой любви и страданий Татьяны. Решимость, горячий порыв звучат в первых словах Татьяны: "Пускай погибну я". Характер этой волевой, стремительной мелодии хорошо определяет ремарка Чайковского:"С одушевлением, с силой и страстью". Начало письма — "Я к вам пишу, чего же боле?"—Татьяна произносит с доверчивой простотой, почти речитативом. Мелодию Чайковский поручает здесь оркестру: эту грустную, неторопливую мелодию, в которой чувствуется затаенное волнение, поет гобой на фоне трепетного сопровождения струнных инструментов. И снова пылкий порыв: "Другой!.. Нет, никому на свете не отдала бы сердце я!" В последнем разделе письма—необычайное по силе эмоциональное нарастание: от мягкой нежности пленительной кантилены на словах "Кто ты, мой ангел ли хранитель или коварный искуситель" до самозабвенно-пламенного призыва: "Я жду тебя! Единым словом надежды сердца оживи, иль сон тяжелый перерви..." Еще одним появлением—-снова в оркестре — темы любви и страданий Татьяны заканчивает Чайковский вторую картину "лирических сцен".В третьей картине, в сцене объяснения Татьяны и Онегина, музыка о чувствах Татьяны говорит немного. Но уже с первых звуков оркестра, с первых слов, которые произносит Татьяна до появления Онегина, слушателю ясно, какой ответ ожидает несчастную девушку, когда придет Евгений.В сцене семейного праздника у Лариных чувства Татьяны не выявляются. Встреча же с Онегиным на петербургском балу вносит новые черты в облик Татьяны. Изящной, небыстрой, спокойно-приветливой мелодией Чайковский рисует новую Татьяну. Эта мелодия не говорит о душевных волнениях Татьяны, а создает тот образ "величавой" и "небрежной" "законодательницы зал", который дан у Пушкина
В основе мазурок Шопена лежат три польских народных танца: мазур, куявик, оберек. Все танцы трехдольные. Мазур – быстрый танец, трехдольный, причем акцент приходится на 2 или 3 долю. Куявик – умеренный танец, трехдольный, очень плавный, схож с вальсом, акцент на 2 долю четвертого такта. Оберек – Самый быстрый танец, акцент как правило на 3 долю. Все эти три танца являются основой мазурок Шопена, причем один танец может переходить в другой внутри одной мазурки.
Общие черты мазурок Шопена:
1. Трехдольность, акцент на 2 и3 долю, пунктирный ритм.
2. Мелодия. Хотя это и танцы, мелодии песенные, плавные, богатые украшениями.
3. Ладо-гармоничская сторона мазурок: в мазурках Шопен опирается на натуральные или народные лады. Кроме того, использует лад с ув2 – венгеро-цыганский лад.
4. Форма. В основном все мазурки написаны в сложной трехчастной форме: А(ава) В(с) А(ава). Такая форма давала возможность Шопену комбинировать несколько танцев.
5. Фактура – иногда воспроизводит инструменты народного оркестра: волынку и скрипку.
Мазурки можно разделить на народные, торжественные (бальные), лирические.
Иногда форма мазурки может варьироваться.
Пример:
Мазурка соль-диез минор, op.33 №1 - простая 3-хчастная однотемная форма с эпизодической темой в середине
Мазурка ми минор, op.41 №2 - форма промежуточная между простой и сложной 3-х частной
Мазурка ля минор, op.59 №1 -и сложная 3-хчастная форма с началом тематической репризы в соль-диез миноре
Мазурка №50, первая часть - контрастная 2-х частная форма
Источник:В основном у Шопена все мазурки написаны в сложной трехчастной форме: А(ава) В(с) А(ава)
В основе мазурок Шопена лежат три польских народных танца: мазур, куявик, оберек. Все танцы трехдольные. Мазур – быстрый танец, трехдольный, причем акцент приходится на 2 или 3 долю. Куявик – умеренный танец, трехдольный, очень плавный, схож с вальсом, акцент на 2 долю четвертого такта. Оберек – Самый быстрый танец, акцент как правило на 3 долю. Все эти три танца являются основой мазурок Шопена, причем один танец может переходить в другой внутри одной мазурки.
Общие черты мазурок Шопена:
1. Трехдольность, акцент на 2 и3 долю, пунктирный ритм.
2. Мелодия. Хотя это и танцы, мелодии песенные, плавные, богатые украшениями.
3. Ладо-гармоничская сторона мазурок: в мазурках Шопен опирается на натуральные или народные лады. Кроме того, использует лад с ув2 – венгеро-цыганский лад.
4. Форма. В основном все мазурки написаны в сложной трехчастной форме: А(ава) В(с) А(ава). Такая форма давала возможность Шопену комбинировать несколько танцев.
5. Фактура – иногда воспроизводит инструменты народного оркестра: волынку и скрипку.
Мазурки можно разделить на народные, торжественные (бальные), лирические.
Иногда форма мазурки может варьироваться.
Пример:
Мазурка соль-диез минор, op.33 №1 - простая 3-хчастная однотемная форма с эпизодической темой в середине
Мазурка ми минор, op.41 №2 - форма промежуточная между простой и сложной 3-х частной
Мазурка ля минор, op.59 №1 -и сложная 3-хчастная форма с началом тематической репризы в соль-диез миноре
Мазурка №50, первая часть - контрастная 2-х частная форма
Источник:В основном у Шопена все мазурки написаны в сложной трехчастной форме: А(ава) В(с) А(ава)
Объяснение: