Решите тест
выбери правильное утверждение.
1. какие произведения искусства называют классикой?
а) произведения, созданные много лет назад
б) произведения, которые считают высшим образцом
в) произведения, которые всем нравятся
2. вспомни звучание арии главного героя. какой голос исполняет партию князя игоря?
а) тенор
б) баритон
в) бас
3. кто написал тексты для вокальных номеров оперы «князь игорь»?
а) в,в.стасов
б) а.с.пушкин
в) а.п.бородин
4. в каком из номеров оперы композитор использовал подлинный старинный напев?
а) хор «солнцу красному слава! »
б) ария князя игоря
в) плач ярославны
5. в каком номере б. тищенко «ярославна» используется подлинный текст «слова о полку игореве»?
а) вежи половецкие
б) стон земли
в) молитва
6. какой прием использовал б. тищенко для создания образа половецкой конницы, безжалостно топчущей землю?
а) изображение топота копыт барабанной дробью
б) изображение топота копыт женским на пуантах
в) изображение топота копыт ударами тарелок и грохотом литавр
7. кто является автором драматической поэмы «пер гюнт»?
а) а. линдрен
б) г. ибсен
в) г. х. андерсен
8. как называли кинематограф в начале xx века?
а) великий глухой
б) великий немой
в) великий слепой
9. кто дал название симфонии № 8 ф. шуберта «неоконченная»?
а) автор
б) первый исполнитель
в) слушатели
10. какая музыка звучала в фильме андрея тарковского «солярис»?
а) фортепианная пьеса п. и. чайковского
б) симфоническая увертюра л. ван бетховена
в) органная прелюдия и. с. баха
Свиридов, Георгий Васильевич (1915-1998), Россия
Георгий Васильевич Свиридов - русский, советский композитор и музыкальный деятель - родился 16 декабря 1915 года в городе Фатеж Курской губернии.
Детство будущего композитора в родном городе. Его отец - родом из крестьянской семьи - работал на почте; во время революции 1917 был расстрелян.
С 9 лет мальчик жил в Курске, там он и начал впервые заниматься музыкой, играл на рояле и на балалайке, участвовал в самодеятельном оркестре народных инструментов. С 1932 года юный музыкант учился в Центральном музыкальном училище Ленинграда. С увлечением сочиняет прелюдии для фортепиано, сонатины и другие пьесы. Шесть романсов на стихи Пушкина (1935) с успехом исполняются и по сей день.
В Ленинградской консерватории Свиридов учился под руководством профессоров П. Б. Рязанова и Д. Д. Шостаковича. В эти годы (1936-1941) он сочиняет романсы на стихи М. Ю. Лермонтова, А. Прокофьева, П. Беранже, В. Шекспира, пишет немало инструментальных произведений.
Самые значительные среди произведений Свиридова 40-х годов - его инструментальные ансамбли. За трио (1945) он был удостоен Государственной премии. Но тогда композитор еще не нашел собственной творческой темы.
Новое, свое пришло как внезапное откровение, когда в 1949 году Свиридов обратился к поэзии старейшего армянского поэта Аветика Исаакяна и стал с огромным увлечением сочинять романсы на его стихи. Так возник вокальный цикл "Страна отцов". Не менее знамениты его песни на стихи Роберта Бернса (1955). Композитор использует в своих вокальных циклах какие-то особые приемы, сложившиеся в музыкальном быту народов Армении и Шотландии, но в целом его музыка остается русской и вместе с тем неповторимо "свиридовская".
Значительной работой Свиридова была вокально-симфоническая поэма "Памяти Сергея Есенина" (1955). Среди стихов Есенина композитор отбирает наиболее драгоценное - поэзию родной природы, крестьянской Руси, народные и революционные мотивы. В центре стоит любовь крестьянского юноши-поэта к своей родной земле, его размышления над историческими судьбами страны. Дальше тема приобретает трагическое звучание - сложной оказалась судьба поэта, не нашедшего своего места в той новой жизни, которую он приветствовал. К этой теме Свиридов обращается и в "Патетической оратории" на стихи Маяковского (1959), за которую композитору присуждена Ленинская премия.
В 60-е годы в творчестве Свиридова отчетливо наблюдается стремление к простоте и ясности музыкального языка. Он охотно обращается при этом к образам русской старины. В кантате "Курские песни" (1962) композитор использовал семь подлинных старинных мелодий, записанных советскими фольклористами, и на их основе создал поэтическое повествование о русской женщине, о ее грустной доле и душевной красоте.
Свиридовым созданы и другие замечательные сочинения: симфонический "Маленький триптих", кантата "Снег идет" (на стихи Б. Пастернака) , "Петербургские песни" (на слова А. Блока) .
Творчество Свиридова завоевало широкий круг любителей и друзей. Это объясняется не только ясностью и содержательностью его творчества, но и той искренней взволнованностью, которая обычно покоряет слушателя в произведениях искусства, глубоко пережитых творцом, несущих в себе частицу его души.