обрядовой музыки, в основном, волхвы,народной – скоморохи.
Древнерусская музыка была тесно связана с обрядами и верованиями, а также с земледельческим трудом. Этим и объясняется большое разнообразие жанров. На площадях, в домах, на пирах исполнялись былины, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые, колыбельные и многие другие песни.
Скоморохи (их еще называли «лицедеями», так как они не только пели и играли музыку, но и устраивали представления, зачастую импровизированные) были первыми профессиональными музыкантами на Руси.
В своем творчестве они использовали такие музыкальные инструменты, как
Многие музыканты выступали на пирах, воспевая доблесть русских витязей и князей. Образ подобного сказителя выведен в «Слове о полке Игореве» – знаменитый Баян.
После захвата Руси татаро-монголами центром культурной жизни стал свободный «господин Великий Новгород». Именно там получил развитие такой жанр как былина. Былины донесли до нас историю о знаменитом исполнителе и гусляре Садко, покорившем своей музыкой даже Морского царя.
Колокольный звон как музыкальный жанр
Также на новгородской почве развился уникальный, типичный только для музыки Древней Руси жанр – искусство колокольного звона. Всего существует три вида звона:
благовест (равномерные удары в большой колокол),перезвон (перебор колоколов от самого маленького до самого большого или наоборот)и собственно сам звон (это уже было самой настоящей игрой на колоколах).
Профессиональный звонарь учился искусству звона всю свою жизнь.
Почему для наших предков был так важен обряд тусау кесу? Одна из причин — высокая младенческая смертность. Ну как тут не радоваться тому, что ребенок благополучно прожил первый год (или как говорили казахи - первый мүшелі жас). Потому и первые шаги были важными и радостными знаками того, что человек пришёл в этот мир.
Между тем, у наших предков такие обряды, как тұсау кесу (разрезание пут) или ашамайға мінгізу (посадка на коня) были обрядами Начала пути, путешествия по жизни, освоения пространства. Если ребенок встал на ноги, значит пора ему седлать коня.
Что нужно знать об обряде тұсау кесу?
1. Он ускорению физического развития ребёнка (чтобы тот уверенно ходил и бывают случаи, когда обряд могут повторить, если ребёнок ходит слабо).
2. Идея обряда в передаче ребёнку духовных и физических качеств избранного родителями уважаемого человека.
В Древней Руси исполнителями и авторами были:
обрядовой музыки, в основном, волхвы,народной – скоморохи.
Древнерусская музыка была тесно связана с обрядами и верованиями, а также с земледельческим трудом. Этим и объясняется большое разнообразие жанров. На площадях, в домах, на пирах исполнялись былины, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые, колыбельные и многие другие песни.
Скоморохи (их еще называли «лицедеями», так как они не только пели и играли музыку, но и устраивали представления, зачастую импровизированные) были первыми профессиональными музыкантами на Руси.
В своем творчестве они использовали такие музыкальные инструменты, как
дудки, волынки, гусли, гудки, трубы, бубны, свирели.
Многие музыканты выступали на пирах, воспевая доблесть русских витязей и князей. Образ подобного сказителя выведен в «Слове о полке Игореве» – знаменитый Баян.
После захвата Руси татаро-монголами центром культурной жизни стал свободный «господин Великий Новгород». Именно там получил развитие такой жанр как былина. Былины донесли до нас историю о знаменитом исполнителе и гусляре Садко, покорившем своей музыкой даже Морского царя.
Колокольный звон как музыкальный жанр
Также на новгородской почве развился уникальный, типичный только для музыки Древней Руси жанр – искусство колокольного звона. Всего существует три вида звона:
благовест (равномерные удары в большой колокол),перезвон (перебор колоколов от самого маленького до самого большого или наоборот)и собственно сам звон (это уже было самой настоящей игрой на колоколах).
Профессиональный звонарь учился искусству звона всю свою жизнь.
Почему для наших предков был так важен обряд тусау кесу? Одна из причин — высокая младенческая смертность. Ну как тут не радоваться тому, что ребенок благополучно прожил первый год (или как говорили казахи - первый мүшелі жас). Потому и первые шаги были важными и радостными знаками того, что человек пришёл в этот мир.
Между тем, у наших предков такие обряды, как тұсау кесу (разрезание пут) или ашамайға мінгізу (посадка на коня) были обрядами Начала пути, путешествия по жизни, освоения пространства. Если ребенок встал на ноги, значит пора ему седлать коня.
Что нужно знать об обряде тұсау кесу?
1. Он ускорению физического развития ребёнка (чтобы тот уверенно ходил и бывают случаи, когда обряд могут повторить, если ребёнок ходит слабо).
2. Идея обряда в передаче ребёнку духовных и физических качеств избранного родителями уважаемого человека.