Симфония создавалась сначала в виде переложения для двух фортепиано, а затем уже - в партитуре. в фортепианном варианте сохранились наброски трёх частей, но в партитуре композитор записал только две. поэтому впоследствии она получила название «неоконченной».первая часть симфонии написана в форме сонатного allegro.
симфония начинается с сумрачного вступления - своего рода эпиграфа. это небольшая, лаконично изложенная тема - обобщение целого комплекса романтических образов: томления, «вечного» вопроса, тайной тревоги, лирических раздумий. она рождается откуда-то из глубины в унисоне виолончелей и контрабасов.
она застывает, словно неразрешённый вопрос. а дальше - трепетный шелест скрипок и на его фоне - распев главной темы. эту выразительную, словно молящую о чем-то мелодию исполняют гобой и кларнет. по музыкально-поэтическому образу и настроению тема главной партии близка к произведениям типа ноктюрна или элегии.разработка построена на теме вступления. музыкальное развитие достигает колоссальной кульминации. и вдруг - полное опустошение, остаётся звучать лишь одинокая тоскливая нота. начинается реприза. ещё один круг драматического развития приходится на коду. в ней - то же напряжение, пафос отчаяния. но сил для борьбы больше нет. последние такты звучат как трагический эпилог.
Я начал жизнь в трущобах городских И добрых слов я не слыхал. Когда ласкали вы детей своих, Я есть просил, я замерзал. Вы, увидав меня, не прячьте взгляд, Ведь я ни в чём, ни в чём не виноват.
За что вы бросили меня, за что Где мой очаг, где мой ночлег. Не признаёте вы моё родство, А я ваш брат, я человек. Вы вечно молитесь своим богам И ваши боги всё прощают вам.
Край небоскрёбов и роскошных вилл Из окон бьёт слепящий свет. О если б мне хоть раз набраться сил, Вы дали б мне за всё ответ. Откройте двери, люди, я ваш брат, Ведь я ни в чём, ни в чём не виноват.
Вы знали ласку матерей родных, А я не знал, и лишь во сне В моих мечтаньях детских, золотых Мать иногда являлась мне. О, мама, если бы найти тебя, Была б не так горька моя судьба.
симфония начинается с сумрачного вступления - своего рода эпиграфа. это небольшая, лаконично изложенная тема - обобщение целого комплекса романтических образов: томления, «вечного» вопроса, тайной тревоги, лирических раздумий. она рождается откуда-то из глубины в унисоне виолончелей и контрабасов.
она застывает, словно неразрешённый вопрос. а дальше - трепетный шелест скрипок и на его фоне - распев главной темы. эту выразительную, словно молящую о чем-то мелодию исполняют гобой и кларнет. по музыкально-поэтическому образу и настроению тема главной партии близка к произведениям типа ноктюрна или элегии.разработка построена на теме вступления. музыкальное развитие достигает колоссальной кульминации. и вдруг - полное опустошение, остаётся звучать лишь одинокая тоскливая нота. начинается реприза. ещё один круг драматического развития приходится на коду. в ней - то же напряжение, пафос отчаяния. но сил для борьбы больше нет. последние такты звучат как трагический эпилог.
И добрых слов я не слыхал.
Когда ласкали вы детей своих,
Я есть просил, я замерзал.
Вы, увидав меня, не прячьте взгляд,
Ведь я ни в чём, ни в чём не виноват.
За что вы бросили меня, за что
Где мой очаг, где мой ночлег.
Не признаёте вы моё родство,
А я ваш брат, я человек.
Вы вечно молитесь своим богам
И ваши боги всё прощают вам.
Край небоскрёбов и роскошных вилл
Из окон бьёт слепящий свет.
О если б мне хоть раз набраться сил,
Вы дали б мне за всё ответ.
Откройте двери, люди, я ваш брат,
Ведь я ни в чём, ни в чём не виноват.
Вы знали ласку матерей родных,
А я не знал, и лишь во сне
В моих мечтаньях детских, золотых
Мать иногда являлась мне.
О, мама, если бы найти тебя,
Была б не так горька моя судьба.