Ромео и Джульета За первой темой следует вторая, которая представит нам образ любви двух героев. Послушайте и напишите, как прозвучит эта тема (послушайте звуковой файл 3 - https://yadi.sk/d/L2rjqhr6BjgMKA )
8. Мы подошли к самому напряженному разделу- разработке. В этом разделе темы, показанные в экспозиции, могут высветиться с совершенно неожиданных сторон. Послушайте и напишите, что же произойдет с этими двумя темами (послушайте звуковой файл 4 - https://yadi.sk/d/NpvkNe5BHiKF_w ).
9. Послушайте репризу, а затем напишите, что же вы там услышали (послушайте звуковой файл 5 - https://yadi.sk/d/0MJtIWMlOjfUdw )?
10. За репризой следует заключительная часть - кода. О чем рассказала вам заключительная часть? ( послушайте звуковой файл 6 - https://yadi.sk/d/PYohQwCGuOP6lQ )
№ 1, «Интродукция и королевский марш льва», состоит из двух разделов. Первый сразу же настраивает на комический лад: струнные словно с трудом раскачиваются перед расходящимся фортепианным глиссандо по всей клавиатуре. Во втором разделе собраны самые тривиальные маршевые обороты, ритмические и мелодические. Гармония не меняется на протяжении многих тактов, а примитивная тема струнных в унисон неоднократно повторяется. Зато в середине в стремительных октавах рояля и хроматических пассажах виолончели и контрабаса слышатся настоящие раскаты львиного рыка.
№ 2, «Курицы и петухи», строится на звукоподражании, излюбленном еще французскими клавесинистами конца XVII — первой половины XVIII веков. Но если Рамо кудахтанье своей «Курицы» передал средствами клавесина, то у Сен- Санса перекликаются фортепиано (пианист играет одной правой рукой) и две скрипки, к которым позднее присоединяются альт и кларнет.
В № 3 предстают «Куланы — животные быстрые». Это технический этюд для двух солирующих фортепиано в стремительном темпе Presto furioso (неистово).
№ 4, «Черепахи», контрастен предыдущему. На редкость медлительные животные охарактеризованы одним из самых залихватских танцев, возникших в Париже в середине XIX века: в темпе величественного анданте струнный квинтет под фортепианный аккомпанемент интонирует канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду».
№ 5, «Слон», использует сходный пародийный прием. Здесь фортепиано сопровождает соло контрабаса: самый низкий инструмент оркестра, тяжеловесный и малоподвижный, играет вальс в темпе Allegretto pomposo (пышно, торжественно). При этом в центре возникает вальсовая мелодия из «Балета сильфов» —контрабас изображает духов воздуха, навевающих волшебные сны герою «Осуждения Фауста» Берлиоза.
В № 6, «Кенгуру», прыжки экзотических австралийских животных переданы аккордами стаккато словно соревнующихся друг с другом двух солирующих фортепиано.
№ 7, «Аквариум», рисует безмолвный подводный мир. Плавно струятся переливающиеся пассажи двух фортепиано, звучащих на левой педали; тихо повторяются отрывистые звуки стеклянной гармоники, флейты, струнных (без контрабаса) с сурдинами.
№ 8, «Персонаж с длинными ушами», почти так же краток, как № 6. Но теперь вместо двух фортепиано звучат две скрипки, и их скачки на огромные интервалы в свободном темпе подражают крику осла.
№ 9, «Кукушка в глубине леса», вновь основан на звукоподражании, но совершенно иного склада. Кукует кларнет, расположенный за кулисами, а притихший лес воплощен в красочных аккордах двух фортепиано, приглушенно звучащих на левой педали.
В № 10, «Птичнике», солирует другой деревянный инструмент — флейта, словно исполняющая виртуозный концерт в сопровождении струнных. Ее грациозный щебет сливается с звонкими трелями двух фортепиано.
№ 11, «Пианисты», представляет еще один вид упрямых и довольно тупых животных. Они усердно и громко повторяют гаммы в 4 руки, а в конце трудятся над упражнением в терциях. Квинтет струнных всячески поддерживает их старания. В примечании к партитуре французские издатели поясняют, что исполнители должны имитировать неловкую игру начинающего.
G-dur, 1♯; g-moll, 2♭.
№1.
Мажор натурального вида - звукоряд от тоники до тоники с учетом знаков альтерации.G-dur нат.: соль-ля-си-до-ре-ми-фа♯-соль
Мажор гармонического вида отличается от гаммы натурального вида VI пониженной ступенью:G-dur гарм.: соль-ля-си-до-ре-ми♭-фа♯-соль
Мажор мелодического вида вверх исполняется как натуральный мажор, а при движении вниз понижаются VI и VII ступени:G-dur мелод. ↑: соль-ля-си-до-ре-ми-фа♯-соль
G-dur мелод. ↓: соль-фа♮-ми♭-ре-до-си-ля-соль
Натуральный минор - гамма от тоники до тоники со знаками при ключе:g-moll нат.: соль-ля-си♭-до-ре-ми♭-фа-соль
Гармонический минор отличается от натурального VII повышенной ступенью:g-moll гарм.: соль-ля-си♭-до-ре-ми♭-фа♯-соль
В мелодическом миноре при движении вверх повышаются VI и VII ступени, а при движении вверх звучит натуральный минор:g-moll мелод. ↑: соль-ля-си♭-до-ре-ми♮-фа♯-соль♯
g-moll мелод. ↓: соль-фа♮-ми♭-ре-до-си♭-ля-соль
№2.
В мажорной хроматической гамме при движении вверх повышаются все ступени, кроме III и VI; при движении вниз понижаются все ступени, кроме I и V:G-dur(хром.)↑: соль-соль♯-ля-ля♯-си-до-до♯-ре-ре♯-ми-фа♮-фа♯-соль
G-dur(хром.)↓: соль-фа♯-фа♮-ми-ми♭-ре-до♯-до♮-си-си♭-ля-ля♭-соль
В минорной хроматической гамме при движении вверх повышаются все ступени, кроме I и V;при движении вниз понижаются все ступени, кроме I и V.
g-moll(хром.)↑: соль-ля♭-ля♮-си♭-си♮-до-до♯-ре-ми♭-ми♮-фа-фа♯-соль
g-moll(хром.)↓: соль-фа♯-фа♮-ми♮-ми♭-ре-до♯-до♮-си♮-си♭-ля-ля♭-соль
№3.
Альтерация - это повышение или понижение при знаков альтерации неустойчивых ступеней для более сильного тяготения их в устойчивые.
Альтерированные ступени:
В мажоре: при движении вверх - II⁺, IV⁺; при движении вниз - VI⁻, II⁻.G-dur(альт.)↑: соль-ля-ля♯-си-до-до♯-ре-ми-фа-соль
G-dur(альт.)↓: соль-фа♯-ми-ми♭-ре-до-си-ля-ля♭-соль
В миноре: при движении вверх - IV⁺, VII⁺; при движении вниз - IV⁻, II⁻.g-moll(альт.)↑: соль-ля-си♭-до-до♯-ре-ми♭-фа-фа♯-соль
g-moll(альт.)↓: соль-фа-ми♭-ре-до-до♭-си♭-ля-ля♭-соль