Симфония №2 «Богатырская» ,Трудно найти в истории симфонической музыки другое сочинение, где основная тема так безусловно царила бы над всеми другими, как бы подавляя и «отпугивая» их; трудно представить, что одна мысль может заполнить собою все музыкальное пространство. Конечно, грозный голос и особая стать этой темы этого требуют. Однако послушав «Богатырскую» симфонию, пессимисты назовут ее не столько богатырской, сколько «автократической» , настолько велика в ней централизация и концентрация «власти» главной темы. Поэтому симфония Бородина даже несколько «антисимфонична» , статична: жанр симфонии подразумевает органическое соединение различного материала и его динамичное развитие. Оптимисты же будут подчеркивать явно читаемый в музыке образ Ильи Муромца, «сиднем сидевшего» тридцать лет и наконец явившего всю свою силищу. Тогда «Богатырская» – это лишь зерно будущего, символ нераскрытой былинной мощи, наброски и штрихи к грандиозной поэме о русском народе, музыкальное вступление к его славной истории, которой только предстоит совершиться.
Музыка века породила десятки новых направлений: блюз, джаз, фанк, рок, техно. В отличие от крупных форм классической музыки, разобраться в том, чем различаются соул и блюз, техно и хаус, может оказаться непросто. Будем разбираться, что послужило стимулом для появления рока, хип-хопа и диско, чем эти яркие жанры и стили различны между собой, и как направления XX века связаны в единую историю музыки. Также обсудим технические особенности, чтобы лучше определять различия многочисленных стилей на слух.)