Соната , музыкальная композиция для одного или нескольких инструментов. в классическом понимании термин относится к произведению для фортепиано соло либо для струнного или духовного инструмента с фортепиано, состоящему из нескольких самостоятельных частей. план составной многочастной сонаты и ограничение в употреблении термина только сольными произведениями сформировались во второй половине 18 в. слово «соната» часто употребляется также в составе термина «сонатная форма»: в этом случае оно относится не к многочастному произведению, а к формальной структуре одной части сонаты. сонатная форма встречается также в симфониях, концертах, трио, квартетах, квинтетах, даже в увертюрах и т.д слово «соната» образовано от итальянского глагола «сонаре» — «звучать ». впервые так стали называть свои произведения испанские композиторы xvi в. ранние сонаты были полифоническими, например трио-сонаты для 3 инструментов — скрипки (или флейты), виолы да гамба и клавесина. когда на смену полифоническому стилю пришел гомофонный (ведущую роль стал играть главный голос с яркой мелодией, а остальные приобрели , аккомпанирующий характер), то первенствующее значение приобрела соната для сольного инструмента с сопровождением, в первую очередь для скрипки. в xvii— xviii вв. скрипичные сонаты сочиняют крупнейшие итальянские композиторы — дж. витали, дж. тартини, а. корелли, а. вивальди. клавишный инструмент выполнял в них чисто аккомпанирующую функцию. г. ф. гендель и особенно и. с. бах уже сонаты для клавишного инструмента. к этому времени соната оформилась как многочастная инструментальная пьеса с богатым образно-эмоциональным содержанием. наиболее типичен был такой порядок частей: медленно — быстро — медленно — быстро. первая часть чаще всего имела импровизационно-вступительный характер; третья, медленная, строилась на ритмах сарабанды или сицилианы — испанского и итальянского народных танцев. с конца xviii в. на первый план по своему значению выдвигается фортепьянная соната. фортепьяно пришло на смену клавесину и принесло с собой все богатство оттенков громкой и тихой игры; оно способно было и на стремительную беглость, и на оркестровое громо-гласие. все эти качества с особой силой проявились в фортепьянных .сонатах л. бетховена, хотя многое в этом направлении сделали его предшественники — й. гайдн, в. а. моцарт, м. клементи. бетховен придал сонатам симфонический размах, масштабность («аврора», «аппассионата»). соната — один из основных жанров камерно-инструментальной музыки. она существует не только как жанр, но и как форма. сонатная форма — одна из самых развитых форм инструментальной музыки. она типична для первых частей сонатно-симфонического цикла (в это понятие входят сонаты, симфонии, квартеты и многие другие крупные произведения; ). композиторы-романтики ф. шуберт, р. шуман, ф. шопен, ф. лист, и. брамс в своих сонатах по-новому раскрыли беспокойный, мятежный, изменчивый внутренний мир человека. значительное развитие у гайдна, моцарта, бетховена, шуберта, шумана, брамса получила соната-дуэт для сольного инструмента (скрипки, виолончели, кларнета, валторны) и фортепьяно. наибольшее количество сонат написано в 3 частях, но встречаются сонаты двухчастные и четырехчастные. первая часть сонаты писалась обычно в сонатной форме, но иногда на ее месте можно найти форму вариаций (моцарт, бетховен). вторая часть — медленная, она писалась либо в сонатной форме, но без разработки, либо в сложной трехчастной; третья (менуэт, скерцо) — в сложной трехчастной, а быстрый финал — в форме рондо, рондо-сонаты, реже — вариаций. в сонатах шопена медленная часть и скерцо меняются местами. лист создает одночастные сонаты типа музыкальной поэмы (соната «по прочтении данте»). в их основе лежит широко развитая сонатная форма с многими темами, их преобразованиями и контрастными . в музыке фортепьянная соната достигает своего расцвета в конце xix — начале xx в. (п. и. чайковский, с. в. рахманинов, а. н. скрябин, н. к. метнер). сонаты для самых разных инструментов создали советские композиторы с. с. прокофьев, н. я. мясковский, а. н. александров, д. д. шостакович, а. и. хачатурян, д. б. , м. с. вайнберг, р. к. щедрин и другие. все более сложными и разнообразными становятся в них и музыкальный язык, и принципы построения, и содержание.
французское название жанра куртуазной песни (сравните «канцона», «канцо», «кансьон» в романских языках — итал. canzone, кат. cançó, исп. cancion; буквально — песня);
французская эстрадная песня в стиле кабаре.Объяснение:
Жанры шансона использовали певцы французских кабаре в конце XIX века — первой половине XX века. Наиболее известными из них являются Аристид Брюан, Мистингетт. Из кабаре данная модификация шансона перешла во французскую эстрадную музыку XX века. Наряду с жанром кабаре в то же время во французской песне существовало направление «реалистической песни» (chanson réaliste), представляемое практически исключительно женщинами. Самыми известными исполнительницами были Дамиа, Фреэль и Эдит Пиаф.
В 50-х годах оформились два главных направления оригинальной франкоязычной песни, существующие до настоящего времени:
1. Жанр классического шансона, где первостепенное значение придается поэтической компоненте песни и автор, как правило, сам является исполнителем. Этот жанр связывается в первую очередь с именами Мориса Шевалье, Шарля Трене и Эдит Пиаф, которая продолжала традицию реалистической песни. Крупнейшими представителями этого направления являются французы Лео Ферре, Жорж Брассенс и бельгиец Жак Брель. Также всемирно известны Шарль Азнавур и Сальваторе Адамо, хотя их творчество ближе к традиционной эстрадной песне. Именно представители этого поэтическо-музыкального направления в полной мере соответствуют термину шансонье (chansonnier).
Представители так называемого «нового шансона» (nouvelle chanson), или «новой сцены» (nouvelle scène française) — это молодое поколение французских эстрадных артистов. В своём творчестве они не отказываются от использования новейших приёмов современной легкой музыки, включая элементы рока, латиноамериканские и разнообразные иные этнические ритмы, электронную музыку и т. д.; но по-прежнему очень требовательно относятся к текстам своих песен. Начало «нового шансона» связывают с именем Доминика А и относят к последнему десятилетию XX века. Среди шансонье, пришедших на сцену в XXI веке, Бенжамен Бьёле, его сестра Корали Клеман, Керен Анн, Оливия Руиз и многие другие.
2. Другое направление французской песни второй половины XX века — эстрадная песня, которую исполняют chanteurs (певцы). Представители этого направления тоже нередко являются исполнителями песен собственного сочинения (поэтами и/или композиторами), но в силу облегчённости поэтического содержания они не являются шансонье в полном смысле этого слова. Всемирно известными исполнителями французских эстрадных песен являются:
Ив Монтан,
Мирей Матье,
Джо Дассен,
Далида,
Патрисия Каас,
Анри Сальвадор,
Энрико Масиас,
Лара Фабиан,
Милен Фармер,
Нольве́нн Леруа́.
Граница между шансоном и эстрадной песней достаточно условна, и далеко не всякого франкоязычного певца можно однозначно отнести к тому или другому направлению. За пределами франкоязычных стран часто всех исполнителей, поющих на французском языке, называют шансонье.
Дени́с Васи́льевич Майда́нов (род. 17 февраля 1976, Балаково, Саратовская область) — российский певец, автор-исполнитель песен, композитор, поэт, актёр, музыкальный продюсер. Заслуженный артист Российской Федерации (2017)[2]. Многократный обладатель премий «Золотой граммофон», «Песня года», «Шансон года», а также ряда других наград.
Шансо́н (фр. chanson — песня):
французское название жанра куртуазной песни (сравните «канцона», «канцо», «кансьон» в романских языках — итал. canzone, кат. cançó, исп. cancion; буквально — песня);
французская эстрадная песня в стиле кабаре.Объяснение:
Жанры шансона использовали певцы французских кабаре в конце XIX века — первой половине XX века. Наиболее известными из них являются Аристид Брюан, Мистингетт. Из кабаре данная модификация шансона перешла во французскую эстрадную музыку XX века. Наряду с жанром кабаре в то же время во французской песне существовало направление «реалистической песни» (chanson réaliste), представляемое практически исключительно женщинами. Самыми известными исполнительницами были Дамиа, Фреэль и Эдит Пиаф.
В 50-х годах оформились два главных направления оригинальной франкоязычной песни, существующие до настоящего времени:
1. Жанр классического шансона, где первостепенное значение придается поэтической компоненте песни и автор, как правило, сам является исполнителем. Этот жанр связывается в первую очередь с именами Мориса Шевалье, Шарля Трене и Эдит Пиаф, которая продолжала традицию реалистической песни. Крупнейшими представителями этого направления являются французы Лео Ферре, Жорж Брассенс и бельгиец Жак Брель. Также всемирно известны Шарль Азнавур и Сальваторе Адамо, хотя их творчество ближе к традиционной эстрадной песне. Именно представители этого поэтическо-музыкального направления в полной мере соответствуют термину шансонье (chansonnier).
Представители так называемого «нового шансона» (nouvelle chanson), или «новой сцены» (nouvelle scène française) — это молодое поколение французских эстрадных артистов. В своём творчестве они не отказываются от использования новейших приёмов современной легкой музыки, включая элементы рока, латиноамериканские и разнообразные иные этнические ритмы, электронную музыку и т. д.; но по-прежнему очень требовательно относятся к текстам своих песен. Начало «нового шансона» связывают с именем Доминика А и относят к последнему десятилетию XX века. Среди шансонье, пришедших на сцену в XXI веке, Бенжамен Бьёле, его сестра Корали Клеман, Керен Анн, Оливия Руиз и многие другие.
2. Другое направление французской песни второй половины XX века — эстрадная песня, которую исполняют chanteurs (певцы). Представители этого направления тоже нередко являются исполнителями песен собственного сочинения (поэтами и/или композиторами), но в силу облегчённости поэтического содержания они не являются шансонье в полном смысле этого слова. Всемирно известными исполнителями французских эстрадных песен являются:
Ив Монтан,
Мирей Матье,
Джо Дассен,
Далида,
Патрисия Каас,
Анри Сальвадор,
Энрико Масиас,
Лара Фабиан,
Милен Фармер,
Нольве́нн Леруа́.
Граница между шансоном и эстрадной песней достаточно условна, и далеко не всякого франкоязычного певца можно однозначно отнести к тому или другому направлению. За пределами франкоязычных стран часто всех исполнителей, поющих на французском языке, называют шансонье.
Дени́с Васи́льевич Майда́нов (род. 17 февраля 1976, Балаково, Саратовская область) — российский певец, автор-исполнитель песен, композитор, поэт, актёр, музыкальный продюсер. Заслуженный артист Российской Федерации (2017)[2]. Многократный обладатель премий «Золотой граммофон», «Песня года», «Шансон года», а также ряда других наград.