сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (симфония, концерт, соната, трио, квартет, квинтет и т. в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую) излагать в сонатной форме.от сюитного цикла (сюиты) отличается бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития, а также бо́льшей строения цикла (прежде всего — в количестве частей и их последовательности).
сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. при этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны как большие (в том числе — огромные по масштабу и времени звучания), так и небольшие, как в жанре симфонии, так и камерно-музыкальные произведения.
характеристики форм[править | править вики-текст] количество частей[править | править вики-текст]
в музыке венских классиков (гайдна, моцарта, бетховена) закрепились и стали «нормативными»:
трёхчастный цикл[править | править вики-текст] в сонате,в концерте для солиста (солистов) с оркестром,в камерной музыке с участием фортепиано в классических симфониях трёхчастный цикл встречается реже и он характерен, в основном, для более ранней итальянской школы — см. некоторые симфонии гайдна и моцарта ранних периодов творчества четырёхчастный цикл[править | править вики-текст] в симфонии (со времён к.ф.э. баха и гайдна),в камерной музыке без участия фортепиано (прежде всего — в квартетах, квинтетах и т.
в некоторых сонатах гайдна, моцарта четырёхчастный цикл может состоять и из двух частей.[уточнить] (например сонаты для скрипки и фортепиано моцарта k 301-305.)
форма частей[править | править вики-текст]
форма частей цикла может быть весьма разнообразной, но, так как форма той или иной части сильно связана с жанром этой части (а жанровые функции частей имеют свои нормативные соотношения, см. выше), существуют некоторые устоявшиеся формы.
наиболее стабильны формы первой части (сонатная форма) и скерцо или менуэта (сложная трёхчастная). гораздо менее стабильна форма финала (наиболее употребимые формы: большое рондо и его разновидности, рондо-соната, вариации), наибольшую свободу допускает медленная часть (здесь наиболее типично малое рондо, но нередки другие формы рондо, сложная трёхчастная форма, вариации, сонатная форма).
однако существует множество нетипичных случаев. например, первая часть может быть написана в форме вариаций (бетховен. соната для фортепиано № 12), скерцо — в форме рондо (глазунов. симфония № 5), финал в форме фуги (бетховен. соната для фортепиано № 29). в крайне редких случаях сонатно-симфонический цикл может вообще не содержать сонатной формы (моцарт ― соната a-dur).
единство цикла[править | править вики-текст]
при таких разных и контрастных частях единству цикла способствуют тональные, жанровые соотношения, соподчиненность частей, формальная дифференциация.
также ради укрепления единства цикла нередко встречается перенесение темы (тем) первой части в финал (например, фортепианный концерт скрябина), даже звучание тем всех частей в финале (симфонии № 9 бетховена), либо применение сквозного мотива, проводимого во всех частях цикла (берлиоз ― фантастическая симфония, «гарольд в италии», чайковский ― «манфред», пятая симфония).
примечания[править | править вики-текст] ↑ финалом (итал. finale) называется последняя часть цикла из 3-х и более частей.↑ например, тональности частей девятой симфонии малера: 1. ре мажор, 2. до мажор, 3. ля минор, 4. ре-бемоль мажор.
на мифологические сюжеты написаны многие оперные произведения xvi-xvii вв. таковы первые итальянские оперы конца xvi в. - ”дафна” и “эвридика”; оперы композиторов xvii в. : перселла - “дидона и эней”, люлли - “тезей”, монтверди - “орфей” и “ариадна”. в xviii в. были созданы оперы рамо - “кастор и поллукс”, глюка - “ифигения в авлиде”, “орфей” и др. , “идоменей” - гениального моцарта. писатели, художники и музыканты viii-начала xix в. зачастую также обращались в поисках сюжетов для своих произведений к образам и древнегреческой мифологии. одной из ранних опер, поставленных в россии (1755 г.) , была опера “цефал и прокрис” (“кефал и прокрида”). либретто оперы написал сумароков, музыку - придворный композитор арайя. позднее сумароков, взяв за фабулу другие мифические эпизоды, создал либретто оперы “альцеста” (“алькеста”) и комедии “нарцисс”. в конце xviii в. талантливый композитор фомин создал мелодраму “орфей”, также заимствовав сюжет из древнегреческой мифологии.
скульптор ф. толстой создал замечательный бюст греческого божества сна морфея, а художник к. п. брюллов написал некоторые из своих картин на сюжеты античной мифологии (“встреча аполлона и дианы”, “сатурн и нептун на олимпе”). отдельные эпизоды древнегреческой мифологии привлекли внимание художников конца xix-начала x в. - в. а. серова (“похищение европы”, “одиссей и навсикая”), м. а. врубеля (“пан”). скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии, украшены многие замечательные здания, построенные в москве и петербурге в xvii-xix вв. величественный портик колоннады большого театра в москве украшен бронзовой скульптурной группой, изображающей древнегреческого бога аполлона, мчащегося на колеснице, запряженной четверкой коней. такая же скульптурная группа возвышается и над портиком театра имени а. с. пушкина в петербурге. большое количество скульптурных групп и отдельных статуй, изображающих древнегреческих мифических божеств и героев, украшают здания адмиралтейства, государственного эрмитажа, аллеи летнего сада в петербурге, внутренние помещения и великолепные парки пушкина, павловска, петродворца, роскошные дома и сады богатейших подмосковных дворянских усадеб xviii в. - кускова, останкина, архангельского, превращенных ныне в музеи.
мифологические персонажи многократно упоминаются в баснях и. а. крылова, стихотворениях г. р. державина, в. а. жуковского, а. с. пушкина, м. ю. лермонтова, ф. и. тютчева и других.
экранизации сюжетов греческой мифологии * аргонавты (мультфильм) * битва титанов (фильм, 1981) * битва титанов (фильм, 2010) * возвращение с олимпа * война богов: бессмертные * геркулес (мультфильм) * геркулес (фильм, 1983) * завещание орфея * лабиринт. подвиги тесея * медея (фильм, 1969) * о, где же ты, брат? * орфей и эвридика (зонг-опера) * персей (мультфильм) * перси джексон и похититель молний * подвиги геракла (фильм) * полифем, акид и галатея (мультфильм) * прометей (мультфильм) * странствия одиссея (фильм) * троя (фильм) * удивительные странствия геракла * царь эдип (фильм) * ясон и аргонавты
сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (симфония, концерт, соната, трио, квартет, квинтет и т. в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую) излагать в сонатной форме.от сюитного цикла (сюиты) отличается бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития, а также бо́льшей строения цикла (прежде всего — в количестве частей и их последовательности).
сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. при этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны как большие (в том числе — огромные по масштабу и времени звучания), так и небольшие, как в жанре симфонии, так и камерно-музыкальные произведения.
характеристики форм[править | править вики-текст] количество частей[править | править вики-текст]в музыке венских классиков (гайдна, моцарта, бетховена) закрепились и стали «нормативными»:
трёхчастный цикл[править | править вики-текст] в сонате,в концерте для солиста (солистов) с оркестром,в камерной музыке с участием фортепиано в классических симфониях трёхчастный цикл встречается реже и он характерен, в основном, для более ранней итальянской школы — см. некоторые симфонии гайдна и моцарта ранних периодов творчества четырёхчастный цикл[править | править вики-текст] в симфонии (со времён к.ф.э. баха и гайдна),в камерной музыке без участия фортепиано (прежде всего — в квартетах, квинтетах и т.в некоторых сонатах гайдна, моцарта четырёхчастный цикл может состоять и из двух частей.[уточнить] (например сонаты для скрипки и фортепиано моцарта k 301-305.)
форма частей[править | править вики-текст]форма частей цикла может быть весьма разнообразной, но, так как форма той или иной части сильно связана с жанром этой части (а жанровые функции частей имеют свои нормативные соотношения, см. выше), существуют некоторые устоявшиеся формы.
наиболее стабильны формы первой части (сонатная форма) и скерцо или менуэта (сложная трёхчастная). гораздо менее стабильна форма финала (наиболее употребимые формы: большое рондо и его разновидности, рондо-соната, вариации), наибольшую свободу допускает медленная часть (здесь наиболее типично малое рондо, но нередки другие формы рондо, сложная трёхчастная форма, вариации, сонатная форма).
однако существует множество нетипичных случаев. например, первая часть может быть написана в форме вариаций (бетховен. соната для фортепиано № 12), скерцо — в форме рондо (глазунов. симфония № 5), финал в форме фуги (бетховен. соната для фортепиано № 29). в крайне редких случаях сонатно-симфонический цикл может вообще не содержать сонатной формы (моцарт ― соната a-dur).
единство цикла[править | править вики-текст]при таких разных и контрастных частях единству цикла способствуют тональные, жанровые соотношения, соподчиненность частей, формальная дифференциация.
также ради укрепления единства цикла нередко встречается перенесение темы (тем) первой части в финал (например, фортепианный концерт скрябина), даже звучание тем всех частей в финале (симфонии № 9 бетховена), либо применение сквозного мотива, проводимого во всех частях цикла (берлиоз ― фантастическая симфония, «гарольд в италии», чайковский ― «манфред», пятая симфония).
примечания[править | править вики-текст] ↑ финалом (итал. finale) называется последняя часть цикла из 3-х и более частей.↑ например, тональности частей девятой симфонии малера: 1. ре мажор, 2. до мажор, 3. ля минор, 4. ре-бемоль мажор.на мифологические сюжеты написаны многие оперные произведения xvi-xvii вв. таковы первые итальянские оперы конца xvi в. - ”дафна” и “эвридика”; оперы композиторов xvii в. : перселла - “дидона и эней”, люлли - “тезей”, монтверди - “орфей” и “ариадна”. в xviii в. были созданы оперы рамо - “кастор и поллукс”, глюка - “ифигения в авлиде”, “орфей” и др. , “идоменей” - гениального моцарта. писатели, художники и музыканты viii-начала xix в. зачастую также обращались в поисках сюжетов для своих произведений к образам и древнегреческой мифологии. одной из ранних опер, поставленных в россии (1755 г.) , была опера “цефал и прокрис” (“кефал и прокрида”). либретто оперы написал сумароков, музыку - придворный композитор арайя. позднее сумароков, взяв за фабулу другие мифические эпизоды, создал либретто оперы “альцеста” (“алькеста”) и комедии “нарцисс”. в конце xviii в. талантливый композитор фомин создал мелодраму “орфей”, также заимствовав сюжет из древнегреческой мифологии.
скульптор ф. толстой создал замечательный бюст греческого божества сна морфея, а художник к. п. брюллов написал некоторые из своих картин на сюжеты античной мифологии (“встреча аполлона и дианы”, “сатурн и нептун на олимпе”). отдельные эпизоды древнегреческой мифологии привлекли внимание художников конца xix-начала x в. - в. а. серова (“похищение европы”, “одиссей и навсикая”), м. а. врубеля (“пан”). скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии, украшены многие замечательные здания, построенные в москве и петербурге в xvii-xix вв. величественный портик колоннады большого театра в москве украшен бронзовой скульптурной группой, изображающей древнегреческого бога аполлона, мчащегося на колеснице, запряженной четверкой коней. такая же скульптурная группа возвышается и над портиком театра имени а. с. пушкина в петербурге. большое количество скульптурных групп и отдельных статуй, изображающих древнегреческих мифических божеств и героев, украшают здания адмиралтейства, государственного эрмитажа, аллеи летнего сада в петербурге, внутренние помещения и великолепные парки пушкина, павловска, петродворца, роскошные дома и сады богатейших подмосковных дворянских усадеб xviii в. - кускова, останкина, архангельского, превращенных ныне в музеи.
мифологические персонажи многократно упоминаются в баснях и. а. крылова, стихотворениях г. р. державина, в. а. жуковского, а. с. пушкина, м. ю. лермонтова, ф. и. тютчева и других.
экранизации сюжетов греческой мифологии * аргонавты (мультфильм) * битва титанов (фильм, 1981) * битва титанов (фильм, 2010) * возвращение с олимпа * война богов: бессмертные * геркулес (мультфильм) * геркулес (фильм, 1983) * завещание орфея * лабиринт. подвиги тесея * медея (фильм, 1969) * о, где же ты, брат? * орфей и эвридика (зонг-опера) * персей (мультфильм) * перси джексон и похититель молний * подвиги геракла (фильм) * полифем, акид и галатея (мультфильм) * прометей (мультфильм) * странствия одиссея (фильм) * троя (фильм) * удивительные странствия геракла * царь эдип (фильм) * ясон и аргонавты