В послебетховенское время возникает новый вид свободно построенной одночастной сонаты.
Появление этой формы было подготовлено ярко своеобразными композициями, такими, как фантазия «Скиталец» Шуберта, как первая Шопена и его же Фантазия фа минор.
Первым из композиторов Лист применил название «соната» к свободно построенным одночастным композициям. Обе его монументальные фортепианные сонаты «По прочтении Данте» и си-минорная, прозванная современниками «фаустовской» , содержат признаки обычного цикла, но как бы «вдвинутого» в рамки своеобразной одночастной структуры. Одночастны по форме и его Концерты для фортепиано с оркестром ( №1 и № 2), Симфонические поэмы Листа "Тассо", "Данте", "Прелюды", "Прометей" и пр.
Два самых грандиозных сочинения эпохи романтизма -
Ф. Лист . Соната для фортепиано си минор
Ю. Ройбке. Соната для фортепиано до минор и
его же Соната для органа до минор на псалом 94 "Бог отмщений Господь ..."
Оба принадлежат к одночастной форме.
Вот, к примеру, фрагмент его органной сонаты:
Большинство из одночастных программных сочинений П. И. Чайковского («Ромео и Джульетта» , «Буря» , «Гамлет») , Данте («Франческа да Римини») , Байрон («Манфред»). были созданы в начале и середине 1870-х годов. Все они объединены силой страсти, драматизмом бетховенского уровня. По образному строю, симфоническому мастерству, яркой тембровой драматургии они предвосхищают IV–VI симфонии.
А. Скрябин. "Поэма экстаза" соч. 54 (одночастная)
Музыкальный язык Скрябина, который все его современники единогласно признавали новаторским, был для композитора естественным проявлением, достойным средством для воплощения тех идей, которые он хотел донести до слушателей. «Поэма экстаза» - это непосредственное продолжение и развитие эстетических взглядов, которые проявились в Третьей симфонии Скрябина. Многие сонаты А. Скрябина по своему строению так же одночастны.
Симфонические поэмы — одночастные произведения программного характера («Тамара» Балакирева, «Стенька Разин» Глазунова) .
Немецкое музыкальное искусство славилось всегда своими знаменитыми композиторами и музыкантами. Не менее известно имя композитора Иоганна Себастьяна Баха, творчество которого до сих пор интересует ценителей музыки.
Родом великий гений был из небольшого городка Эйзенахе. Несколько поколений почтенного семейства полностью посвятили свою жизнь музыке. Не остался в стороне и Иоганн. В раннем возрасте он научился у отца игре на скрипке, и кроме того занимался хоровым пением в школе. Окружающие и родственники, увидев у мальчика незаурядные творческие предрекли ему великое будущее. Да и сам Иоганн решил посвятить себя музыке в дальнейшем. Когда ему исполнилось 9 лет, он потерял родителей, и ему пришлось самому зарабатывать на пропитание. Брат будущего композитора взял на себя заботу о нем и определил его на учебу в гимназию, одновременно продолжая обучение музыке. Однако, занятия в этом заведении для Иоганна показались слишком скучными, и он по ночам изучал ноты известных в то время композиторов, переписывая их в отдельную тетрадь. Христофор был против таких занятий брата, но Себастьян продолжал им заниматься. Но, к великому сожалению, брату удалось отобрать и спрятать тетрадь до лучших времен.
По истечении 15 лет Бах вступив во взрослую жизнь, решает переехать в Люнебург, где вскоре после окончании гимназии хочет продолжить дальше образование. Но нехватка денег заставили его пойти на службу. Имея прекрасные вокальные данные и отличное исполнение на музыкальных инструментах, он поступает хористом в школу при монастыре. Именно там он обнаружил библиотеку, где хранились интереснейшие произведения самых известных композиторов. Ежедневно Бах позвал все новое из их сочинений.
Неутомимая тяга к знаниям не остановила его перед трудностями. Один раз Себастьян отправился пешком к величайшему мастеру игре на органе Дитриху Букстехуде, чтобы перенять у него опыт. В 1708 году он стал проживать в Веймаре, служа при дворе органистом. В этот период он создает немало замечательных произведений, глубоких по своему содержанию. Когда Бах был свободен, то пробовал сочинять музыкальные произведения. Творчество так его захватило, что он не мог уже думать о другом, творя почти во всех известных жанрах. Себастьян создавал сочинения для органа, хора, оркестра. Всеми известные «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», множество духовных и светских кантат продолжают радовать истинных почитателей музыкального искусства. Вскоре композитор перебирается в Лейпциг, где становится руководителем школой певчих.
Такая плодотворная работа подорвала здоровье Иоганна. Он стал слепнуть. Великий композитор отказавшись от операции, создавал все новые произведения. Однако в обществе не все понимали суть его сочинений. Бах же пытался отразить в них важные жизненные проблемы. После его смерти Феликс Мендельсон-Бартольди решил заняться пропагандой своего учителя и в 1829 году исполнил одно из творений Баха «Страсти по Матфею».
В послебетховенское время возникает новый вид свободно построенной одночастной сонаты.
Появление этой формы было подготовлено ярко своеобразными композициями, такими, как фантазия «Скиталец» Шуберта, как первая Шопена и его же Фантазия фа минор.
Первым из композиторов Лист применил название «соната» к свободно построенным одночастным композициям. Обе его монументальные фортепианные сонаты «По прочтении Данте» и си-минорная, прозванная современниками «фаустовской» , содержат признаки обычного цикла, но как бы «вдвинутого» в рамки своеобразной одночастной структуры. Одночастны по форме и его Концерты для фортепиано с оркестром ( №1 и № 2), Симфонические поэмы Листа "Тассо", "Данте", "Прелюды", "Прометей" и пр.
Два самых грандиозных сочинения эпохи романтизма -
Ф. Лист . Соната для фортепиано си минор
Ю. Ройбке. Соната для фортепиано до минор и
его же Соната для органа до минор на псалом 94 "Бог отмщений Господь ..."
Оба принадлежат к одночастной форме.
Вот, к примеру, фрагмент его органной сонаты:
Большинство из одночастных программных сочинений П. И. Чайковского («Ромео и Джульетта» , «Буря» , «Гамлет») , Данте («Франческа да Римини») , Байрон («Манфред»). были созданы в начале и середине 1870-х годов. Все они объединены силой страсти, драматизмом бетховенского уровня. По образному строю, симфоническому мастерству, яркой тембровой драматургии они предвосхищают IV–VI симфонии.
А. Скрябин. "Поэма экстаза" соч. 54 (одночастная)
Музыкальный язык Скрябина, который все его современники единогласно признавали новаторским, был для композитора естественным проявлением, достойным средством для воплощения тех идей, которые он хотел донести до слушателей. «Поэма экстаза» - это непосредственное продолжение и развитие эстетических взглядов, которые проявились в Третьей симфонии Скрябина. Многие сонаты А. Скрябина по своему строению так же одночастны.
Симфонические поэмы — одночастные произведения программного характера («Тамара» Балакирева, «Стенька Разин» Глазунова) .
Родом великий гений был из небольшого городка Эйзенахе. Несколько поколений почтенного семейства полностью посвятили свою жизнь музыке. Не остался в стороне и Иоганн. В раннем возрасте он научился у отца игре на скрипке, и кроме того занимался хоровым пением в школе. Окружающие и родственники, увидев у мальчика незаурядные творческие предрекли ему великое будущее. Да и сам Иоганн решил посвятить себя музыке в дальнейшем. Когда ему исполнилось 9 лет, он потерял родителей, и ему пришлось самому зарабатывать на пропитание. Брат будущего композитора взял на себя заботу о нем и определил его на учебу в гимназию, одновременно продолжая обучение музыке. Однако, занятия в этом заведении для Иоганна показались слишком скучными, и он по ночам изучал ноты известных в то время композиторов, переписывая их в отдельную тетрадь. Христофор был против таких занятий брата, но Себастьян продолжал им заниматься. Но, к великому сожалению, брату удалось отобрать и спрятать тетрадь до лучших времен.
По истечении 15 лет Бах вступив во взрослую жизнь, решает переехать в Люнебург, где вскоре после окончании гимназии хочет продолжить дальше образование. Но нехватка денег заставили его пойти на службу. Имея прекрасные вокальные данные и отличное исполнение на музыкальных инструментах, он поступает хористом в школу при монастыре. Именно там он обнаружил библиотеку, где хранились интереснейшие произведения самых известных композиторов. Ежедневно Бах позвал все новое из их сочинений.
Неутомимая тяга к знаниям не остановила его перед трудностями. Один раз Себастьян отправился пешком к величайшему мастеру игре на органе Дитриху Букстехуде, чтобы перенять у него опыт. В 1708 году он стал проживать в Веймаре, служа при дворе органистом. В этот период он создает немало замечательных произведений, глубоких по своему содержанию. Когда Бах был свободен, то пробовал сочинять музыкальные произведения. Творчество так его захватило, что он не мог уже думать о другом, творя почти во всех известных жанрах. Себастьян создавал сочинения для органа, хора, оркестра. Всеми известные «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», множество духовных и светских кантат продолжают радовать истинных почитателей музыкального искусства. Вскоре композитор перебирается в Лейпциг, где становится руководителем школой певчих.
Такая плодотворная работа подорвала здоровье Иоганна. Он стал слепнуть. Великий композитор отказавшись от операции, создавал все новые произведения. Однако в обществе не все понимали суть его сочинений. Бах же пытался отразить в них важные жизненные проблемы. После его смерти Феликс Мендельсон-Бартольди решил заняться пропагандой своего учителя и в 1829 году исполнил одно из творений Баха «Страсти по Матфею».