Що нового ви дізналися про різні форми взаємодії мистецтв?
2). Розкажіть про явище кольоромузики, наведіть приклади його втілення у творчості митців.
3). Доберіть музику, якою можна озвучити вашу улюблену картину.
4). Поясніть вислів: «Архітектура — це застигла музика». Розкрийте, як взаємодіє музика та архітектура на поданих прикладах.
В 1811 году он поступил в новооткрытый Царскосельский лицей. Вскоре Пушкин стал общепринятым лицейским поэтом. За время пребывания в лицее он написал больше ста стихотворений о русской природе, о любви и дружбе, о событиях Отечественной войны. Проведенные в лицее годы имели большое влияние на духовное развитие будущего поэта.
Закончив обучение, Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел. На время его увлекли светские развлечения, но он не прекращал своего поэтического творчества. В тяжелые годы политической реакции в Петербурге возникли тайные общества, целью которых стала борьба против крепостничества и самодержавия. Поэт разделял взгляды передовых людей и отразил их настроение в ряде стихотворений – «Деревня», «К Чаадаеву» и др. Одновременно Пушкин заканчивал поэму «Руслан и Людмила». Передовая публика встретила ее восторженно, а литературные критики, приверженцы классицизма, не одобряли язык и народно – сказочный сюжет поэмы, в основе которого была народная речь.
Вольнолюбивые стихотворения поэта вызвали гнев Александра, и в 1820 году Пушкин был выслан на юг. Хотя ссылка официально была оформлена как перевод на службу в канцелярию.
По возвращении из Крыма он направился в Кишинев, который был в то время центром движения декабристов. Революционное настроение Пушкина этого периода нашло отражение в ряде произведений («Узник», «Кинжал» и др.).
В 1823 году поэту удалось перевестись в Одессу на должность чиновника канцелярии губернатора М. С. Воронцова. Однако начальник Пушкина невзлюбил и обвинил в небрежном отношении к службе. И в 1824 году пришло распоряжение выслать его в село Михайловское. Перед отъездом, прощаясь с морем, Пушкин написал стихотворение «К морю».
Пребывая в селе Михайловском, поэт не переставал интересоваться политическими вопросами и размышлял о роли народа в жизни страны. Здесь Пушкин закончил поэму «Цыганы». В ней обозначился его переход от романтизма к реализму.
В Михайловском поэт познакомился ближе с жизнью народа, полюбил его поэтическое творчество и написал около 100 лирических стихотворений, в том числе «Пророк», «Вакхическая песня» и др.
В 1826 году, желая расположить к себе поэта, Николай возвратил его из ссылки, предложив стать его цензором. Но Пушкин не стал придворным поэтом и продолжал разделять убеждения декабристов. Эти настроения он отразил в стихотворениях «Анчар», «В Сибирь».
В 1829 году Пушкин отправился на Кавказ, где развернулись военные действия, и провел несколько недель в действующей армии. Вернувшись в Москву, поэт сделал предложение известной красавице Наталии Гончаровой, которое было принято. Осенью Пушкин выехал в имение отца, село Болдино, чтобы упорядочить свои материальные дела перед женитьбой.
Оставшись на всю осень в Болдине, из-за начавшейся эпидемии холеры, поэт пережил творческий подъем. Он закончил за три с половиной месяца роман в стихах «Евгений Онегин», написал четыре маленькие трагедии. Сюжеты трагедий взяты из жизни разных народов и в разные времена. В этих драматических произведениях поэт выявил глубокое знание человеческих сердец.
После женитьбы Пушкин поселился в Петербурге, где возобновил службу в Коллегии иностранных дел. Чтобы иметь постоянное наблюдение за поэтом, царь ему младшее придворное звание, которое оскорбляло Пушкина и отнимало много времени. Между тем его волновали новые творческие замыслы. В 1833 году была написана повесть «Дубровский», поэма «Медный всадник», стихотворение «Осень» и другие произведения.
В 1836 году Пушкин стал основателем журнала «Современник». Поэт был полон творческих сил. В высшем свете его не любили за свободолюбие и резкость суждений. Недоброжелатели Пушкина вызвали ссору поэта с французом Дантесом. В 1837 году на дуэли он был смертельно ранен. Через пару дней Пушкин умер. Тело поэта, по приказу царского правительства, было перевезено в Святогорский монастырь, где и был похоронен Пушкин.
Цели:
Познакомить учащихся с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Раскрыть через художественный образ общечеловеческую тему добра и зла.
Задачи:
Научить анализировать прослушанные музыкальные произведения, проводить сравнительную характеристику образов.
Развивать творческие и мышление учащихся.
Формировать позитивное отношение к классической музыке.
Изобразительный ряд урока: В.М.Васнецов "Витязь на распутье", «Добрыня Никитич», «Битва славян со скифами».
Музыкальный материал к уроку:
Фрагменты из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»:
– Речитатив и ария Руслана из II действия;
– Марш Черномора
Песня «Сказки гуляют по свету» музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского
ХОД УРОКА
1. Вступительная беседа
Учитель: Здравствуйте. Сегодняшний урок я начну хорошо известными поэтическими строчками:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
Учитель: Какому поэту принадлежат эти строки?
Дети: Пушкину.
Учитель: Ещё при жизни великого поэта М.И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила», надеясь на взаимное сотрудничество. Но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты. Опера была написана после смерти поэта. На основе сказочной поэмы М.И. Глинка создал произведение о победе добра над злом, любви над предательством и коварством, воплотил народную веру в торжество света над тьмой.
Учитель: Какими качествами нужно обладать, чтобы победить зло и несправедливость?
Дети: Мужеством, бесстрашием.
Учитель: Можно ли передать эти качества в музыке?
Дети: Да.
Учитель: Какая на ваш взгляд должна быть эта музыка?
Дети: Маршевая, энергичная, решительная.
2. Речитатив и ария Руслана
Учитель: Послушаем фрагмент из арии Руслана. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа главного героя?
Слушают «Дай, Перун, булатный меч…»
Учитель: Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике?
Дети: Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен. Об этих чертах можно судить по маршевым интонациям, мажорному ладу.
Учитель: Но почему Глинка начинает арию с другой темы? Ария начинается с речитатива.
– Какие качества ещё важны для героя?
(Слушают «О поле, кто тебя усеял…»)
Учитель: Какие чувства Руслана передает эта музыка?
Дети: Сосредоточенность, сдержанность, твёрдость духа, обдуманность своих поступков.
Учитель: Этой теме характерно былинное повествование. Ария передает размышления витязя о жизни и смерти. Горечь раздумий подчеркивается мрачной, суровой окраской сопровождения в медленном темпе в миноре. Тем не менее, это еще не полная характеристика Руслана. Глинка наделяет своего героя и другими качествами. Давайте послушаем, о чем нам расскажет следующий эпизод арии.
(Слушают фрагмент из арии «О, Людмила, Лель сулил мне радость»)
Дети: Герой наделен нежными чувствами. Музыка звучит ласково, задушевно. Руслан вспоминает о своей возлюбленной.
Учитель: Какое значение играет музыка в раскрытии характера героя?
Дети: Музыка понять настроение Руслана, его чувства.
Учитель: Сейчас послушаем арию Руслана целиком и постараемся её проиллюстрировать.
(Учащимся предлагается видеоряд, из которого они должны выбрать репродукции, соответствующие музыкальному образу Руслана, и расположить их в последовательности, соответствующей характеру музыки)
Учитель: Руслан изображён в опере не только как Людмилы, а ещё и как защитник земли русской от сил зла.
3. Марш Черномора
Учитель: Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина?
Дети: Черномор
Учитель:
Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая...
– Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.
– Попробуйте составить музыкальный портрет Черномора, опираясь на эту характеристику.
Дети: Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.
Учитель: Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор.
– Определите какой жанр он для этого выбирает?
Слушают Марш Черномора
Дети: Для характеристики образа Черномора М.И. Глинка выбирает жанр марша.
Учитель: Попробуем промаршировать под эту музыку.
– Удобно вам было маршировать?
Дети: Нет, было неудобно; мешали резкие акценты, и хотелось, как бы прихрамывать.
Учитель: По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный?
Дети: По звучанию колокольчиков.
Исполнение марша с бубнами и треугольниками.
Учитель: Борьба добра и зла – одна из основных тем в искусстве. Возможно это потому, что в реальной жизни нам тоже приходится встречаться как с добром, так и со злом. В нас самих часто борются плохие и хорошие мысли. И как поется в песне: «Хоть зло на проделки хитро, но всё ж побеждает добро».
4. Исполнение песни «Сказки гуляют по свету»
5. Задание на дом
– Подумайте на досуге, может ли музыка сделать человека добрее? До свиданья.
Объяснение: