Сделать тест.
Образный мир в произведениях С.С. Прокофьева. Музыкальная живопись М.П. Мусоргского.
1.Как называлось направление фортепианной музыки XX века, одним из основателей которого был С. С. Прокофьев? Выберите правильный ответ.
А) Классическое
Б) Романтическое
В) Неоклассическое
2. Соедините попарно автора и его произведение
С. С. Прокофьев Фортепианный цикл «Мимолётности»
К. Д. Бальмонт Стихотворение «В каждой мимолётности вижу я
миры»
3. Как называлась первая опера С.С. Прокофьева? Выбери правильный ответ
А) «Великан»
Б) «Игрок»
В) «Война и мир»
Г) «Любовь к трем апельсинам»
4. Добавьте правильные подписи к портретам известных композиторов (соедини стрелочками)
С.С. Прокофьев, Н.А. Римский –Корсаков, М.П. Мусоргский, П. И. Чайковский
5. Вставьте в определение пропущенные слова.
Фортепианный цикл – многочастное из нескольких самостоятельных , объединённых общим .
произведение, сочинение, пьес, частей, замыслом, приёмом
6. Вставьте в таблицу авторов музыкальных произведений.
Фортепианный цикл «Мимолётности»
Фортепианный цикл «Картинки с выставки»
С. С. Прокофьев, М. П. Мусоргский
7. Подчеркните верный ответ. С картинами какого художника можно сравнить пьесы фортепианного цикла «Мимолетности»?
А) Ильи Репина
Б) Виктора Гартмана
В) Василия Кандинского
8. Какая опера начинается вступлением «Рассвет на Москве-реке»? Выделите цветом верный ответ.
А) опера «Борис Годунов»
Б) опера «Хованщина»
В) опера «Сказка о царе Салтане»
Г) опера «Великан»
9. Вставьте пропущенные фамилии в текст.
Композитор написал фортепианный цикл «Картинки с выставки под впечатлением выставки художника, архитектора и декоратора .
В. В. Кандинский, М. П. Мусоргский, С. В. Прокофьев, В. А. Гартман
10. Расставьте верные подписи к рисункам В. Гартмана.
Богатырские ворота, Эскиз к костюму балета, Кукушка, Птенцы, Часы, Баба - Яга
Кантата "Александр Невский", монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра была создана Прокофьевым в 1939 году на основе музыки фильму. Текст к кантате написал поэт Владимир Луговской и сам композитор. Кантата прозвучала как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждёт врага, который решится напасть на нашу Родину. Несмотря на то, что музыка предварительно сочинялась для фильма, в кантате она приобрела свою собственную драматургию, своё развитие, свою форму, стала новым и вполне самостоятельным музыкально-драматическим произведением.
"Александр Невский" занимает важнейшее место в творчестве Прокофьева, утверждая в нём героико-эпическую национальную тему, которая развивается затем в опере "Война и мир", в музыке к "Ивану Грозному", в Пятой симфонии и в некоторых других сочинениях. Эта новая ценная сторона таланта Прокофьева раскрылась в атмосфере советского искусства, характерной своим неизменным и глубоким интересом к народу и его истории.
Примечателен подход композитора к исторической теме. Прокофьеву свойственно удивительно верное ощущение исторической эпохи. Но строгие, как древние фрески, образы старины в "Александре Невском" проникнуты вместе с тем острым чувством нашей современности. Бездушная "железная" музыка крестоносцев воспринимается, в сущности, как характеристика современных агрессивных и реакционных сил.
Прокофьева не увлекает непосредственное обращение к древнему музыкальному материалу. Музыку крестоносцев, пишет он, ему представлялось более "выгодным" дать "не в том виде, в каком она действительно звучала во времена Ледового побоища, а в том, в каком мы сейчас её воображаем. Точно так же и с русской песней: её надо было дать в современном складе, оставляя в стороне вопрос о том, как её пели 700 лет назад".
В основе музыкальной характеристики крестоносцев лежит хорал, созданный Прокофьевым в знакомом "баховском" стиле. Благодаря особым гармоническим и оркестровым приемам он приобретает мрачные и жёсткие черты. Гармоническая, тембровая и ритмическая стороны преобладают в нем над мелодией; характерны напряженные диссонирующие сочетания, остинатный механический ритм; ревущая пронзительная медь (часто с сурдинами) , ударные.
В характеристике русских господствует песенное начало, ясные диатонические гармонии; в оркестре преобладают струнные. Здесь целая вереница мелодий печальных и скорбных, величавых и героических, удалых и веселых. В них ясно ощущается продолжение эпических традиций Глинки и кучкистов, преломленных, однако, через своеобразие прокофьевского стиля. Прокофьев в "Александре Невском" пришел к созданию органичного современного эпического музыкального стиля на ярко национальной основе.
В кантате семь частей, каждая из них представляет собой законченный номер:
"Русь под игом монгольским"
"Песня об Александре Невском"
"Крестоносцы во Пскове"
"Вставайте, люди русские"
"Ледовое побоище"
"Мёртвое поле"
"Въезд Александра во Псков"
-1 струна 10 лад
-1 струна 6 лад
-1 струна 10 лад
-1 струна 6 лад
-1 струна 5 лад
-1 струна 6 лад
-1 струна 5 лад
-1 струна 3 лад
При этом используем прием баррэ: первым (указательным) пальцем левой руки зажимаем все струны (палец лежит параллельно струнам), а правой рукой берем звуки в нужных ладах.
Схематично нарисовала во вложении. Красная линия - положение пальца при приеме баррэ (струны можно зажимать на любом ладу); черные числа - номера ладов; красные числа - порядок, в котором играются звуки.