Сделать тест.
Образный мир в произведениях С.С. Прокофьева. Музыкальная живопись М.П. Мусоргского.
1.Как называлось направление фортепианной музыки XX века, одним из основателей которого был С. С. Прокофьев? Выберите правильный ответ.
А) Классическое
Б) Романтическое
В) Неоклассическое
2. Соедините попарно автора и его произведение
С. С. Прокофьев Фортепианный цикл «Мимолётности»
К. Д. Бальмонт Стихотворение «В каждой мимолётности вижу я
миры»
3. Как называлась первая опера С.С. Прокофьева? Выбери правильный ответ
А) «Великан»
Б) «Игрок»
В) «Война и мир»
Г) «Любовь к трем апельсинам»
4. Добавьте правильные подписи к портретам известных композиторов (соедини стрелочками)
С.С. Прокофьев, Н.А. Римский –Корсаков, М.П. Мусоргский, П. И. Чайковский
5. Вставьте в определение пропущенные слова.
Фортепианный цикл – многочастное из нескольких самостоятельных , объединённых общим .
произведение, сочинение, пьес, частей, замыслом, приёмом
6. Вставьте в таблицу авторов музыкальных произведений.
Фортепианный цикл «Мимолётности»
Фортепианный цикл «Картинки с выставки»
С. С. Прокофьев, М. П. Мусоргский
7. Подчеркните верный ответ. С картинами какого художника можно сравнить пьесы фортепианного цикла «Мимолетности»?
А) Ильи Репина
Б) Виктора Гартмана
В) Василия Кандинского
8. Какая опера начинается вступлением «Рассвет на Москве-реке»? Выделите цветом верный ответ.
А) опера «Борис Годунов»
Б) опера «Хованщина»
В) опера «Сказка о царе Салтане»
Г) опера «Великан»
9. Вставьте пропущенные фамилии в текст.
Композитор написал фортепианный цикл «Картинки с выставки под впечатлением выставки художника, архитектора и декоратора .
В. В. Кандинский, М. П. Мусоргский, С. В. Прокофьев, В. А. Гартман
10. Расставьте верные подписи к рисункам В. Гартмана.
Богатырские ворота, Эскиз к костюму балета, Кукушка, Птенцы, Часы, Баба - Яга
Ливонско-Псковское пограничье. Звучит спокойная умиротворяющая музыка. На поле стоят несколько стогов сена, несколько сельских жителей – девушки и парни в средневековых крестьянских одеждах собирают еще один стог. Ведущий рассказывает о тревожных буднях Северо-Западных пограничных земель Руси Пскова и Новгорода, испытывающих постоянные опустошительные набеги то ливонских немцев и чуди, то шведов, то языческой литвы и вынужденных наносить ответные удары врагу.
Резко раздаются трубные звуки, звучит тревожная музыка. Показался конный разъезд ливонских рыцарей в сопровождении нескольких пеших сержантов и лучников, некоторые несут чадящие факелы. Основное пешее войско строем медленно выдвигается с немецкой стороны, становится на краю поля. Крестьяне с криками и визгом бросаются врассыпную, пытаясь убежать в направлении русской стороны. Всадники поднимают коней в галоп, догоняют бегущих, отсекая им путь к бегству. Сержанты хватают пленников, вяжут веревками. Один из всадников перекидывает девушку поперек седла и мчит в свою сторону. Кто-то из крестьян отбивается оглоблей от наседающих пехотинцев, кто-падает. Вспыхивают две копны, подожженные факельщиками, к небу поднимается черный дым. Сержанты под руководством рыцаря строят полон в цепочку, связанную веревкой и направляются к немецкой стороне.
2. Конный бой, 10 мин.
Резко звучат боевые трубы, а за ними – русская тема. С русской стороны появляется дружина – 5 конников, за ними пешая рать, которая на ходу перестраивается в два крыла – правой и левой руки. Ведущий коментирует. На требование освободить полон немцы отвечают отказом, предлагая равный рыцарский конный копейный бой 5Х5. Выигравшая сторона получает полон. Всадники – русские и немцы разбиваютя на пары, выстраиваются в две шеренги – каждый напротив своего противника. Герольд (он же ведущий) последовательно называет имена и титулы бойцов, каждый из представляемых бойцов выезжает вперед и поднимает руку с копьем. Начинаются сшибки – одна пара за другой. Под громкие крики войск из седел вылетают два немца и два русских. Последняя пара – командиры отрядов сталкиваются наиболее ожесточенно – оба удерживаются в седлах, но у русского ломается копье (для ломающегося копья есть специальная вставка из бальзы). Герольд объявляет, что по рыцарским правилам из двух равных по силе турнирных бойцов победителем является тот, кто ломает свое копье о щит или шлем противника – это свидетельствует о большей силе его удара. Однако командир ливонцев отказывается подчиниться и, не желая отдавать добычу, призывает войска к битве.
Источник; http://schaste.ucoz.ru/
Возникла кантата под впечатлением от одноименного фильма С.Эйзенштейна. После выхода фильма у Прокофьева возникла идея сделать из написанной им музыки к фильму кантату, что оказалось задачей не из простых: требовалось полностью изменить оркестровку и соединить отдельные фрагменты в единое вокально-симфоническое произведение. Кантата поражает яркостью образов. Благодаря средствам музыкальной выразительности мы отчетливо представляем себе Русь, тевтонцев и непосредственно само Ледовое побоище.
В музыке кантаты "Александр Невский" отобразились лучшие черты музыки Прокофьева: проникновенная лирика, зримость образов и точная их передача посредством музыкальных средств.