Биография чайковскогопетр ильич чайковский (1840-1893) – знаменитый композитор, дирижер. один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений.ранние годы
родился петр ильич чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе воткинск в многодетной семье инженера. в доме чайковского часто звучала музыка. его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.
в биографии чайковского важно отметить, что уже в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. в 1849 году семья чайковских переехала в алапаевск, а затем в санкт-петербург.
обучение
первоначальное образование чайковским было получено дома. затем петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения петербурга. творчество чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой. смерть матери в 1862 году сильно повлияла на ранимого ребенка. после окончания училища в 1859 году петр стал служить в департаменте юстиции.
в свободное время часто посещал оперный театр, особенно сильное впечатление на него оказали постановки опер моцарта и глинки.
проявив склонность к сочинению музыки, чайковский становится студентом консерватории петербурга. дальнейшие занятия в жизни петра ильича у великолепных преподавателей н. зарембы, а. рубинштейна во многом формированию музыкальной личности. после окончания консерватории композитор чайковский был приглашен николаем рубинштейном (братом преподавателя) в московскую консерваторию на должность профессора.
творческая и личная жизнь
многие концерты чайковского были написаны во время работы в консерватории. опера «ундина»(1869) не была поставлена, автор уничтожил ее. лишь небольшая часть ее позже была представлена как чайковского «лебединое озеро».
стоит кратко отметить, что в 1877 году, чтобы избавиться от сплетен о своей нетрадиционной ориентации, чайковский решил жениться на студентке консерватории антонине милюковой. не испытывая к жене чувств, спустя несколько недель, он навсегда уехал от нее. с тех пор жили раздельно, они так и не смогли развестись в силу различных обстоятельств.
в 1878 году он покидает консерваторию и уезжает заграницу. в то же время чайковский близко общается с надеждой фон мекк – богатой поклонницей его музыки. она ведет с ним переписку, поддерживает его материально и морально.
за двухлетнее время проживания в италии, швейцарии появляются новые великолепные произведения чайковского – опера «евгений онегин», четвертая симфония.
в мае 1878 года чайковский делает вклад в детскую музыкальную – пишет сборник пьес для детей под названием «детский альбом».
после материальной надежды фон мекк, композитор много путешествует. с 1881 по 1888 года им было написано множество произведений. в частности, вальсы, симфонии, увертюры, сюиты.
наконец в биографии петра чайковского установился спокойный творческий период, тогда же автор сам смог дирижировать на концертах.
смерть и наследие
умер чайковский в петербурге 25 октября (6 ноября) 1893 от холеры. его похоронили в александро-невской лавре в санкт-петербурге.
именем великого композитора названы улицы, консерватории в москве и киеве, а также прочие музыкальные учреждения (институты, колледжи, училища школы) во многих городах бывшего . в его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.
Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое-либо явление действительности либо на произведение литературы или визуального искусства, с которым данное музыкальное произведение ассоциативно связывается. Возможны, однако, и более развёрнутые программы: например, Антонио Вивальди каждому из четырёх концертов для скрипки с оркестром «Времена года» предпослал посвящённый этому же времени года сонет.
Музыковеды различают несколько типов программ: обобщённый (внесюжетный) — таковы, например, «Пасторальная симфония» Л. Бетховена, «Итальянская» и «Шотландская» симфонии Ф. Мендельсона, «Рейнская» Р. Шумана или «Сады под дождём» К. Дебюсси; обобщённо-сюжетный тип — например, «Ромео и Джульетта» П. Чайковского; повествовательно-картинный, как, например, «Садко» Н. Римского-Корсакова; и, наконец, последовательно-сюжетный, отличающийся большей сюжетной конкретизацией, — таковы «Фантастическая симфония» и «Ромео и Джульетта» Г. Берлиоза, симфония «Манфред» П. Чайковского, «Дон Кихот» Р. Штрауса[2][3].
родился петр ильич чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе воткинск в многодетной семье инженера. в доме чайковского часто звучала музыка. его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.
в биографии чайковского важно отметить, что уже в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. в 1849 году семья чайковских переехала в алапаевск, а затем в санкт-петербург.
обучениепервоначальное образование чайковским было получено дома. затем петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения петербурга. творчество чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой. смерть матери в 1862 году сильно повлияла на ранимого ребенка. после окончания училища в 1859 году петр стал служить в департаменте юстиции.
в свободное время часто посещал оперный театр, особенно сильное впечатление на него оказали постановки опер моцарта и глинки.
проявив склонность к сочинению музыки, чайковский становится студентом консерватории петербурга. дальнейшие занятия в жизни петра ильича у великолепных преподавателей н. зарембы, а. рубинштейна во многом формированию музыкальной личности. после окончания консерватории композитор чайковский был приглашен николаем рубинштейном (братом преподавателя) в московскую консерваторию на должность профессора.
творческая и личная жизньмногие концерты чайковского были написаны во время работы в консерватории. опера «ундина»(1869) не была поставлена, автор уничтожил ее. лишь небольшая часть ее позже была представлена как чайковского «лебединое озеро».
стоит кратко отметить, что в 1877 году, чтобы избавиться от сплетен о своей нетрадиционной ориентации, чайковский решил жениться на студентке консерватории антонине милюковой. не испытывая к жене чувств, спустя несколько недель, он навсегда уехал от нее. с тех пор жили раздельно, они так и не смогли развестись в силу различных обстоятельств.
в 1878 году он покидает консерваторию и уезжает заграницу. в то же время чайковский близко общается с надеждой фон мекк – богатой поклонницей его музыки. она ведет с ним переписку, поддерживает его материально и морально.
за двухлетнее время проживания в италии, швейцарии появляются новые великолепные произведения чайковского – опера «евгений онегин», четвертая симфония.
в мае 1878 года чайковский делает вклад в детскую музыкальную – пишет сборник пьес для детей под названием «детский альбом».
после материальной надежды фон мекк, композитор много путешествует. с 1881 по 1888 года им было написано множество произведений. в частности, вальсы, симфонии, увертюры, сюиты.
наконец в биографии петра чайковского установился спокойный творческий период, тогда же автор сам смог дирижировать на концертах.
смерть и наследиеумер чайковский в петербурге 25 октября (6 ноября) 1893 от холеры. его похоронили в александро-невской лавре в санкт-петербурге.
именем великого композитора названы улицы, консерватории в москве и киеве, а также прочие музыкальные учреждения (институты, колледжи, училища школы) во многих городах бывшего . в его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.
Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое-либо явление действительности либо на произведение литературы или визуального искусства, с которым данное музыкальное произведение ассоциативно связывается. Возможны, однако, и более развёрнутые программы: например, Антонио Вивальди каждому из четырёх концертов для скрипки с оркестром «Времена года» предпослал посвящённый этому же времени года сонет.
Музыковеды различают несколько типов программ: обобщённый (внесюжетный) — таковы, например, «Пасторальная симфония» Л. Бетховена, «Итальянская» и «Шотландская» симфонии Ф. Мендельсона, «Рейнская» Р. Шумана или «Сады под дождём» К. Дебюсси; обобщённо-сюжетный тип — например, «Ромео и Джульетта» П. Чайковского; повествовательно-картинный, как, например, «Садко» Н. Римского-Корсакова; и, наконец, последовательно-сюжетный, отличающийся большей сюжетной конкретизацией, — таковы «Фантастическая симфония» и «Ромео и Джульетта» Г. Берлиоза, симфония «Манфред» П. Чайковского, «Дон Кихот» Р. Штрауса[2][3].