Музыкальном произведении «Евгений Онегин» Чайковский воспел высоту чувств и поэтичность души пушкинской Татьяны. Сохранив первозданные характеристики главных персонажей, композитор несколько иначе изобразил их. Так, оперный облик Ленского становится воспроизведением искренности и восторженности чувств, объединяясь в душевном родстве с образом Татьяны. Общие характеристики лирических персонажей, а также их судьбы тесно переплетены в этой драме. Сцены романса очень органично изображают душевные переживания лирических героев, подчеркивают глубину их чувств и эмоций.
Во время постановки оперы «Евгений Онегин» композитор пытался достичь максимальной искренности и это, несомненно, удалось ему. Оперный стиль Чайковского характеризуется своеобразным диалогом вокала и оркестра. Музыка будто завершает недосказанность слов и является продолжением речи героев. Нужно сказать, что оперная интерпретация пушкинского романа буквально очаровала публику и положила начало нового этапа в жанре лирической оперы.
1. Попутная песня - Нестор Кукольник
2. Шестнадцать лет - Антон Дельвиг
3. Средь шумного бала - Алексей Толстой
4. И скучно, и грустно - Михаил Лермонтов
5. Ночной смотр - Василий Жуковский
6. Для берегов отчизны дальной - Александр Пушкин
7. Жаворонок - Нестор Кукольник
8. Мне грустно - Михаил Лермонтов
9. Я помню чудное мгновенье - Александр Пушкин
10.*** Песня Ерёмушке - Николай Некрасов
*** У Некрасова (то бишь у автора текста) стихотворение озаглавлено "Песня Ерёмушке", а у Мусоргского (композитора) - "Колыбельная Ерёмушки".
Во время постановки оперы «Евгений Онегин» композитор пытался достичь максимальной искренности и это, несомненно, удалось ему. Оперный стиль Чайковского характеризуется своеобразным диалогом вокала и оркестра. Музыка будто завершает недосказанность слов и является продолжением речи героев. Нужно сказать, что оперная интерпретация пушкинского романа буквально очаровала публику и положила начало нового этапа в жанре лирической оперы.