Симфония в творчестве Ф. Шуберта.
1. Внимательно прочитайте предложенный текст.
Франц Шуберт(1797 – 1828) - австрийский композитор – романтик. Автор симфоний, пьес для фортепиано. Главное место в творчестве – жанр песни (более 600), который он поднял на высокий художественный уровень. Создал новый тип песни – небольшие музыкальные сцены с определённым сюжетом, где раскрывается внутренний мир героев и тонкие оттенки человеческих чувств. Ф. Шуберт стал основоположником нового типа симфонии – лирико – драматическая.
Написал 9 симфоний (одна утеряна), но при жизни композитора ни одна из них не была исполнена публично.
Симфония № 8 («Неоконченная»).
Симфония №8 была написана в 1822 году, в период расцвета таланта Шуберта. Получила название «Неоконченная», т.к. в ней 2 части. Она стала обобщением образов вокальных сочинений композитора, в которых поднимались жизненно важные проблемы: человек и судьба, любовь и смерть, идеал и действительность.
Впервые «Неоконченная» симфония была исполнена в 1865 году, через 37 лет после смерти Шуберта. Именно эта симфония открыла дорогу симфоническому романтизму. С ней в симфонию пришла новая тема – внутренний мир человека, который ощущает свой разлад с окружающим миром.
Музыкальная драматургия 1 части.
Написана в сонатной форме (вспомните, что это?)
Вступление: имеет песенно – декламационный характер. Оно полно скрытой, затаённой тревоги. Звучит приглушенно и таинственно в низком регистре (виолончели и контрабасы).
Экспозиция: ГП – звучит в умеренно быстром темпе; напевная мелодия звучит задумчиво, нежно, грустно, лирично. Чувство тревоги не проходит (гобои, кларнеты, аккомпанемент – струнные инструменты). ПП – такая же песенная; оживлённый темп и синкопированный ритм придают ей танцевальный характер. Звучит светло, радостно, мягко (виолончели).
Разработка: построена на теме вступления. Частые акценты (ударения), резкие смены динамики (сила звука), пульсирующий ритм создают остроту, беспокойство, порывистость и огромную напряжённость звучания. Музыкальное развитие достигает колоссальной кульминации (усиление звучности – вступают тромбоны).
Реприза: повторяется экспозиция (ГП и ПП). Всё пережитое прячется от людского взора, уходит вглубь. В конце вновь появляется тема вступления, напоминая о тревоге и смятении чувств всей 1 части.
«Неоконченная» симфония отличается песенностью, красочными гармониями, своеобразным звучанием оркестра. Она напоминает песню с сопровождением. Всё это открыло новые пути развития жанра романтической симфонии в творчестве композиторов следующих поколений.
2. ответьте на во по тексту.
Симфония в творчестве Ф. Шуберта.
1. Ф. Шуберт и особенности его творчества.
2. Почему симфония №8 назвали «Неоконченная», когда она была написана и когда впервые исполнена.
3. Какие жизненные проблемы отражены в симфонии №8? Какую новую тему она внесла в симфоническую музыку ю часть Симфонии №8 и ответьте на во я часть написана в сонатной форме. Что это такое?
2. Особенности вступления, его настроение и звучание (послушайте фрагмент вступления и допишите свои ощущения и чувства).
3. Как называется 1-й раздел первой части, особенности звучания ГП и ПП?(послушайте их отдельно и допишите, что вы услышали).
4. 2-й раздел (название) 1- й части и особенности его звучания?(допишите, что вы услышали).
5. Как звучит последний раздел (название) первой части?(ваши впечатления).
6. Особенности звучания 1-й части «Неоконченной» симфонии.
7. Какие инструменты оркестра озвучивают основные темы симфонии (вступление, главную и побочную партии)?
8. Что сближает мелодии «Неоконченной» симфонии с песнями Шуберта
Прелюдии Шопена
Слово «прелюдия» на латинском языке означает «вступление».
В старинной музыке она действительно выполняла скромную роль вступления к чему-то важному: к пению хорала, к фуге, сонате или ещё какой-нибудь пьесе.
В XVIII веке инструментальные прелюдии начали не только предварять другие пьесы, но и создаваться как самостоятельные произведения. Это, например, органные хоральные прелюдии И. С. Баха (использующие мелодии григорианского хорала). Одновременно в его творчестве утвердился «малый» цикл «прелюдия - фуга». А в двух томах «Хорошо темперированного клавира» им были созданы два «больших» цикла из 24 прелюдий и фуг во всех мажорных и минорных тональностях.
В творчестве Шопена прелюдия совершенно изменила свои назначение и цель. Каждая из его прелюдий – законченное целое, в котором запечатлён один образ или настроение.
Шопен создал своеобразный цикл из 24 прелюдий, написанных во всех мажорных и минорных тональностях. Они похожи на альбом кратких музыкальных записей, отражающих внутренний мир человека, его чувства, мысли, желания. Недаром замечательный русский пианист А. Г. Рубинштейнназвал прелюдии Шопена «жемчужинами».
1838 год - важный этап в творчестве Шопена. Он завершил работу над прелюдиями. Долгие годы ушли на их создание. «Шопен создал свои гениальные прелюдии – 24 кратких слова, в которых сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет, озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвётся и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали...» - так поэтично характеризует прелюдии наш с вами соотечественник, русский музыкант Николай Филиппович Христианович.
24 прелюдии Шопен отослал в Париж; их издание тут же вызвало отклик Роберта Шумана, утверждавшего, что «на каждой из них тончайшим жемчугом выведено: это написал Фридерик Шопен, самый неповторимый из гениев современности... Он есть и остаётся самым смелым, самым гордым поэтическим гением нашего времени». В другом отклике на произведения польского гения Шуман говорил: «Произведения Шопена - это пушки, прикрытые цветами...»
Поэтому эти два древних искусства постоянно идут рядом. Музыка, как и живопись, может выполнять "декоративную", изобразительную функцию, изображая звуки природы, разных стихий. Но может и глубоко передавать внутренний мир человека. Именно поэтому мы так ценим в живописи изображение человека, а в музыке образы, которые связаны с человеческими эмоциями.
Музыка и живопись даже пользуются одними терминами, такими как краска, фактура, масштаб, образность и др.