Музыкальный стиль шопена отличается редким единством. разумеется, развиваясь непрерывно на протяжении почти четверти века, его творчество прошло через несколько различных фаз. путь между его первым опусом («рондо», 1825) и «баркаролой» (1846) знаменует чуть ли не целую эпоху — от наивных фортепианных сочинений начала xix века до изысканных звучаний, предвосхищающих пианизм дебюсси. можно без труда наметить несколько стадий: а) ранний, варшавский период; б) рубеж 1829—1831 годов; в) парижский период до «прелюдий»; г) 40-е годы, отмеченные тяготением к симфонизированным, крупномасштабным формам; д) самые последние годы. и все же между произведениями шопена 20-х и 40-х годов нет того резкого различия, какое характеризует, например, музыкальный стиль и язык раннего и позднего бетховена или инструментальный стиль раннего и позднего шуберта. шопен скоро нашел свою собственную, «глубоко индивидуальную систему интонирования» (асафьев), которая прежде всего и определила своеобразие его музыкального стиля в целом. «шопеновская интонация», органичная и неповторимая, пронизывает все произведения польского композитора, живущие в современном репертуаре, и позволяет мгновенно определить их авторство, независимо от того, создавались ли эти произведения в юношеские годы или в самом конце творческого пути. можно говорить об усовершенствовании, об усложнении стиля шопена, о все расширяющемся круге образов, о более богатом и углубленном эмоциональном содержании его музыки. и тем не менее все его произведения спаяны едиными господствующими стилистическими признаками. здесь характерны в основном два момента. во-первых, своеобразие и органичность «системы интонирования», о которой говорилось выше. во-вторых, отношение к избираемым средствам выражения. все его высказывания отличаются удивительным равновесием между классицистскими и романтическими тенденциями. классицистская ясность, точность, логичность в изложении мысли сочетается у него с «бурлящим чувствований юности «послереволюционного века» (асафьев). эта черта, проявляясь несколько по-разному в разные творческие периоды, лежит в основе всех шопеновских произведений. можно было бы проследить истоки музыки шопена в профессиональном искусстве его предшественников *. * так, например, нетрудно уловить зависимость некоторых фортепианных приемов шопена от гуммеля, филда, крамера. близость его мелодического стиля к вокальной выразительности итальянской оперы также не вызывает сомнений. его «моцартианство» дает себя чувствовать в , ясности, изяществе выражения. следы изучения баха ощутимы в полифониэнрованиой фактуре, в логике мелодического развития, в строгости формы. наконец, влияния польских композиторов (огиньского, лесселя и других) можно проследить в характерной элегический выразительности его мелодики, в тенденции к хроматизированнай гармонии, к инструментальному мышлению н т. д. но это скорее уводило бы от проблемы шопеновского стиля, чем содействовало ее постижению. шопен претворил все влияния в столь самостоятельную, индивидуальную форму, что в его творчестве они растворились почти до неузнаваемости. важнейшая особенность интонации шопена — ее «фортепианность». подобно тому как берлиоз мыслил в основном оркестрально и самые интересные его мысли рушатся (или, во всяком случае, предельно обедняются) при попытке исполнить его темы на фортепиано, так музыка шопена не существует в отрыве от ее пианистической природы. исполненная на других инструментах, она теряет не только большую часть своего обаяния, но часто и свою индивидуальность. она становится особенно обезличенной в оркестровом изложении, где фортепиано не участвует совсем. музыкальные мысли шопена рождались в импровизациях за фортепиано и облекались в чисто пианистические зву
Музыка с и изобразительным искусством приобретают особую ценность и значимость. Слушая музыкальные произведения, овладевая искусством исполнения, рисуя, занимаюсь художественной деятельностью, ребенок учится мыслить, сравнивать и обобщать музыкальные, художественные, жизненные явления. Приобретает испытывать «души прекрасные порывы» , через эмоциональное восприятие искусства. Тем самым стимулируется развитие его духовного, творческого потенциала. Иначе говоря, в коррекционно-равзвивающем обучении ярко проявляются важнейшие функции искусства: воспитательная, образовательная, развивающая, социальная, адаптивная. Музыкальное искусство, обладая психофизическим, эмоционально-коммуникативным, программно-семантическим, социально-психологическим смыслами проникать в структуру дефекта (расстройство системы эмоциональной регуляции, эмоциональную автономность, низкую эмоционально-познавательную децентрацию, отклоняющееся поведение) , является эффективным средством педагогической коррекции дефекта. Изобразительное искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира путем воплощения в живопись.
здесь характерны в основном два момента. во-первых, своеобразие и органичность «системы интонирования», о которой говорилось выше.
во-вторых, отношение к избираемым средствам выражения. все его высказывания отличаются удивительным равновесием между классицистскими и романтическими тенденциями. классицистская ясность, точность, логичность в изложении мысли сочетается у него с «бурлящим чувствований юности «послереволюционного века» (асафьев). эта черта, проявляясь несколько по-разному в разные творческие периоды, лежит в основе всех шопеновских произведений.
можно было бы проследить истоки музыки шопена в профессиональном искусстве его предшественников *.
* так, например, нетрудно уловить зависимость некоторых фортепианных приемов шопена от гуммеля, филда, крамера. близость его мелодического стиля к вокальной выразительности итальянской оперы также не вызывает сомнений. его «моцартианство» дает себя чувствовать в , ясности, изяществе выражения. следы изучения баха ощутимы в полифониэнрованиой фактуре, в логике мелодического развития, в строгости формы. наконец, влияния польских композиторов (огиньского, лесселя и других) можно проследить в характерной элегический выразительности его мелодики, в тенденции к хроматизированнай гармонии, к инструментальному мышлению н т. д.
но это скорее уводило бы от проблемы шопеновского стиля, чем содействовало ее постижению. шопен претворил все влияния в столь самостоятельную, индивидуальную форму, что в его творчестве они растворились почти до неузнаваемости.
важнейшая особенность интонации шопена — ее «фортепианность». подобно тому как берлиоз мыслил в основном оркестрально и самые интересные его мысли рушатся (или, во всяком случае, предельно обедняются) при попытке исполнить его темы на фортепиано, так музыка шопена не существует в отрыве от ее пианистической природы. исполненная на других инструментах, она теряет не только большую часть своего обаяния, но часто и свою индивидуальность. она становится особенно обезличенной в оркестровом изложении, где фортепиано не участвует совсем.
музыкальные мысли шопена рождались в импровизациях за фортепиано и облекались в чисто пианистические зву
Музыкальное искусство, обладая психофизическим, эмоционально-коммуникативным, программно-семантическим, социально-психологическим смыслами проникать в структуру дефекта (расстройство системы эмоциональной регуляции, эмоциональную автономность, низкую эмоционально-познавательную децентрацию, отклоняющееся поведение) , является эффективным средством педагогической коррекции дефекта.
Изобразительное искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира путем воплощения в живопись.