«Времена года» — фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин.
Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Николаю Матвеевичу Бернарду (1843—1905), издателю журнала «Нувеллист», сыну М. И. Бернарда, с которым Пётр Ильич сотрудничал с 1873 года. Примерно в ноябре 1875 года Бернард посылает Чайковскому заказ на фортепианный цикл. Письмо Бернарда не сохранилось, однако его содержание легко себе представить на основании ответа композитор получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пьесу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдёт скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пьесками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю". Следовательно, названия пьес, то есть сюжетов-картинок были предложены композитору издателем.
В декабре того же года в журнале «Нувеллист» появляется объявление об издании в следующем году нового цикла пьес Чайковского. О работе композитора над циклом почти ничего не известно, кроме того, что начал работу он в Москве. 13 декабря 1875 года композитор писал Н. М. Бернарду: «Сегодня утром, а может быть и вчера ещё Вам высланы по почте две первые пьесы Я не без некоторого страха препроводил их к Вам: боюсь, что Вам покажется длинно и скверно Вас откровенно высказать Ваше мнение, чтобы я мог иметь в виду Ваши замечания при сочинении следующих пиэс. <…> Если вторая пьеса покажется негодной, то напишите мне об этом <…> Если Вы пожелаете пересочинения „Масленицы“, то не церемоньтесь и будьте уверены, что к сроку, то есть к 15-му января, я Вам напишу другую. Вы платите мне такую страшную цену, что имеете полнейшее право требовать всяких изменений, дополнений, сокращений и пересочинений» Пьесы, очевидно, удовлетворили Н. М. Бернарда, так как были изданы точно в положенный срок и в полном соответствии с автографом.
Музыкальные произведения живут во имя прекрасной и всесильной музыки независимо от сюжета. Все знают "Танец с саблями" Хачатуряна из балета "Гаянэ", а либретто там такое, что за голову схватиться можно - о борьбе колхозников со шпионом! Поэтому музыкальные произведения лучше не рассматривать на предмет актуальности. Гениальность всегда была и будет актуальна, а Чайковский и Пркофьев - из когорты музыкальных гениев, кторые останутся навсегда в истории музыки и наших серцах . Что касается произведения Шекспира, то в нём затрагиваются вечные темы , которые всегда ак уальны: Силы любви. Пока рождаются люди, всё новые поколения молодых будут впервые влюбляться и искать подлинную любовь. Человеческого упрямства , трагедии жестокости, ломающих жизнь людям. Монтекки и Капулетти враждуют уже несколько веков - они наверняка уже забыли, из-за чего всё началось. Это нужно уметь раздуть ссору двух семей из провинциального городка до масштабов израильско-палестинского конфликта! И ведь ничто не мешает семьям помиритьсяи жить в мире после смерти Ромео и Джульетты, значит, вражда кланов держалась исключительно на косности мышления, силе привычки и гордыне. Пока эти пороки двигают поступками людей, никуда не деться от растоптанных судеб и жизней.
Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Николаю Матвеевичу Бернарду (1843—1905), издателю журнала «Нувеллист», сыну М. И. Бернарда, с которым Пётр Ильич сотрудничал с 1873 года. Примерно в ноябре 1875 года Бернард посылает Чайковскому заказ на фортепианный цикл. Письмо Бернарда не сохранилось, однако его содержание легко себе представить на основании ответа композитор получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пьесу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдёт скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пьесками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю". Следовательно, названия пьес, то есть сюжетов-картинок были предложены композитору издателем.
В декабре того же года в журнале «Нувеллист» появляется объявление об издании в следующем году нового цикла пьес Чайковского. О работе композитора над циклом почти ничего не известно, кроме того, что начал работу он в Москве. 13 декабря 1875 года композитор писал Н. М. Бернарду: «Сегодня утром, а может быть и вчера ещё Вам высланы по почте две первые пьесы Я не без некоторого страха препроводил их к Вам: боюсь, что Вам покажется длинно и скверно Вас откровенно высказать Ваше мнение, чтобы я мог иметь в виду Ваши замечания при сочинении следующих пиэс. <…> Если вторая пьеса покажется негодной, то напишите мне об этом <…> Если Вы пожелаете пересочинения „Масленицы“, то не церемоньтесь и будьте уверены, что к сроку, то есть к 15-му января, я Вам напишу другую. Вы платите мне такую страшную цену, что имеете полнейшее право требовать всяких изменений, дополнений, сокращений и пересочинений» Пьесы, очевидно, удовлетворили Н. М. Бернарда, так как были изданы точно в положенный срок и в полном соответствии с автографом.
Что касается произведения Шекспира, то в нём затрагиваются вечные темы , которые всегда ак уальны:
Силы любви. Пока рождаются люди, всё новые поколения молодых будут впервые влюбляться и искать подлинную любовь.
Человеческого упрямства , трагедии жестокости, ломающих жизнь людям. Монтекки и Капулетти враждуют уже несколько веков - они наверняка уже забыли, из-за чего всё началось. Это нужно уметь раздуть ссору двух семей из провинциального городка до масштабов израильско-палестинского конфликта! И ведь ничто не мешает семьям помиритьсяи жить в мире после смерти Ромео и Джульетты, значит, вражда кланов держалась исключительно на косности мышления, силе привычки и гордыне. Пока эти пороки двигают поступками людей, никуда не деться от растоптанных судеб и жизней.