Содержание симфонических произведений Глинки ( какие образы и картины они рисуют? ) 2) Музыкальная основа симфонических произведений Глинки 3) Метод развития мелодий симфонических произведений Глинки 4) Что такое программная музыка?
Патриотизм простого человека, крестьянского ранга. В те времена, как правило воспевалось рыцарство и благородство дворян или рыцарей. Будь то опера или проза. Михаил Глинка хотел написать оперу с названием Иван Сусанин, но царские цензуры запретили такое название и опера под названием, , Жизнь за царя., ,
Новаторство заключалось в том, что например, в песне Вани, мальчик -сирота воспевал иносказательно доброту русского человека и нашествие польских войск, тех солдат, которые убивали простых людей. Глинка был один из самых первых композиторов царской России, который смог в музыке выделить именно душевные напевы нашей Родины, затем он будет как бы учителем по вдохновению знаменитого композитора Петра Ильича Чайковского.
Российский композитор. Пианист. Педагог. Народный артист России. Лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и Государственной премии России. Почетный профессор Московской и Санкт Петербургской консерваторий, Пекинской центральной консерватории.
Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в городе Москва. Мальчик вырос в семье выпускника Московской консерватории, композитора и педагога Константина Михайловича Щедрина и экономиста, любительницы музыки Конкордии Ивановны Щедриной.
Музыкой Родион окружен с самого детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев. В 1941 году отдан в Центральную музыкальную школу десятилетку при Московской консерватории. Но началась Великая Отечественная война, и в октябре 1941 года семья Щедриных эвакуирована в Самару.
После возвращения в Москву, продолжил обучение в Академии хорового искусства имени Виктора Попова, которое окончил в 1950 году. В том же году Щедрин поступил в Московскую консерваторию одновременно на два факультета: фортепианный, в класс Якова Флиера, и теоретико композиторский, в класс профессора Юрия Шапорина. В 1959 году окончил аспирантуру Московской консерватории. Позднее работал преподавателем в данной консерватории.
В 1960-е годы композитор создал свое самое исполняемое сочинение: балет «Кармен сюиту», впервые обратился к опере «Не только любовь», начал серию концертов для оркестра «Озорные частушки» и «Звоны», сочинил оратории «Поэтория», на стихи поэта Андрея Вознесенского, в 1968 году и «Ленин в сердце народном», а также 24 прелюдии и фуги. Щедрин стал популярным и в театральных жанрах. Его балеты: «Конек Горбунок», «Кармен сюита», «Анна Каренина», опера «Не только любовь» поставлены в Большом театре.
Значительной вехой в творчестве Щедрина стала опера «Мертвые души» по произведению Николая Гоголя на либретто самого композитора. Автор ввел в произведение такое новшество, как замену скрипок оркестра камерным хором, а главное, разделил сцену на две параллельные, расслоив оперу на две автономно идущие оперы: народную и профессиональную. Эта параллельная драматургия спектакля, впервые осуществленная в Большом театре в 1977 году режиссером Борисом Покровским, составляла смысловую концепцию произведения: противопоставление Руси народной и помещиков «мертвых душ». В 1983 году композитор создал двухчасовое произведение «Музыкальное приношение» для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов, посвященное немецкому композитору Иоганну Баху. В 1980-е годы Щедрин написал балеты «Чайка» и «Дама с собачкой», «Автопортрет» для симфонического оркестра. Тысячелетию принятия христианства на Руси посвящены «Стихира на тысячелетие крещения Руси» и «Запечатленный ангел», хоровая музыка по произведению писателя Николая Лескова на канонические церковно славянские тексты для смешанного хора.
Среди значительных произведений 1990-х годов опера «Лолита» по одноименному роману Владимира Набокова на либретто самого композитора, поставленная в Шведской королевской опере в Стокгольме. Созданы три концерта для виолончели, скрипки и альта, посвященные известным музыкантам Мстиславу Ростроповичу, Максиму Венгерову и Юрию Башмету. В 1999 году Щедрин написал один из самых значительных своих концертов: Пятый концерт для фортепиано с оркестром, посвященный финскому пианисту и дирижеру Олли Мустонену.
Патриотизм простого человека, крестьянского ранга. В те времена, как правило воспевалось рыцарство и благородство дворян или рыцарей. Будь то опера или проза. Михаил Глинка хотел написать оперу с названием Иван Сусанин, но царские цензуры запретили такое название и опера под названием, , Жизнь за царя., ,
Новаторство заключалось в том, что например, в песне Вани, мальчик -сирота воспевал иносказательно доброту русского человека и нашествие польских войск, тех солдат, которые убивали простых людей. Глинка был один из самых первых композиторов царской России, который смог в музыке выделить именно душевные напевы нашей Родины, затем он будет как бы учителем по вдохновению знаменитого композитора Петра Ильича Чайковского.
Российский композитор. Пианист. Педагог. Народный артист России. Лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и Государственной премии России. Почетный профессор Московской и Санкт Петербургской консерваторий, Пекинской центральной консерватории.
Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в городе Москва. Мальчик вырос в семье выпускника Московской консерватории, композитора и педагога Константина Михайловича Щедрина и экономиста, любительницы музыки Конкордии Ивановны Щедриной.
Музыкой Родион окружен с самого детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев. В 1941 году отдан в Центральную музыкальную школу десятилетку при Московской консерватории. Но началась Великая Отечественная война, и в октябре 1941 года семья Щедриных эвакуирована в Самару.
После возвращения в Москву, продолжил обучение в Академии хорового искусства имени Виктора Попова, которое окончил в 1950 году. В том же году Щедрин поступил в Московскую консерваторию одновременно на два факультета: фортепианный, в класс Якова Флиера, и теоретико композиторский, в класс профессора Юрия Шапорина. В 1959 году окончил аспирантуру Московской консерватории. Позднее работал преподавателем в данной консерватории.
В 1960-е годы композитор создал свое самое исполняемое сочинение: балет «Кармен сюиту», впервые обратился к опере «Не только любовь», начал серию концертов для оркестра «Озорные частушки» и «Звоны», сочинил оратории «Поэтория», на стихи поэта Андрея Вознесенского, в 1968 году и «Ленин в сердце народном», а также 24 прелюдии и фуги. Щедрин стал популярным и в театральных жанрах. Его балеты: «Конек Горбунок», «Кармен сюита», «Анна Каренина», опера «Не только любовь» поставлены в Большом театре.
Значительной вехой в творчестве Щедрина стала опера «Мертвые души» по произведению Николая Гоголя на либретто самого композитора. Автор ввел в произведение такое новшество, как замену скрипок оркестра камерным хором, а главное, разделил сцену на две параллельные, расслоив оперу на две автономно идущие оперы: народную и профессиональную. Эта параллельная драматургия спектакля, впервые осуществленная в Большом театре в 1977 году режиссером Борисом Покровским, составляла смысловую концепцию произведения: противопоставление Руси народной и помещиков «мертвых душ». В 1983 году композитор создал двухчасовое произведение «Музыкальное приношение» для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов, посвященное немецкому композитору Иоганну Баху. В 1980-е годы Щедрин написал балеты «Чайка» и «Дама с собачкой», «Автопортрет» для симфонического оркестра. Тысячелетию принятия христианства на Руси посвящены «Стихира на тысячелетие крещения Руси» и «Запечатленный ангел», хоровая музыка по произведению писателя Николая Лескова на канонические церковно славянские тексты для смешанного хора.
Среди значительных произведений 1990-х годов опера «Лолита» по одноименному роману Владимира Набокова на либретто самого композитора, поставленная в Шведской королевской опере в Стокгольме. Созданы три концерта для виолончели, скрипки и альта, посвященные известным музыкантам Мстиславу Ростроповичу, Максиму Венгерову и Юрию Башмету. В 1999 году Щедрин написал один из самых значительных своих концертов: Пятый концерт для фортепиано с оркестром, посвященный финскому пианисту и дирижеру Олли Мустонену.