Музыка Белоруссии (белор. Музыка Беларусі) — музыкальное искусствореспублики Беларусь, выделяющееся самобытностью и национальным колоритом, охватывающее музыкальные направления от народного музыкального творчества до современной музыки.
Белорусская народная музыка берёт своё начало от древней культуры восточных славян. Особенность белорусской народной музыки — самобытныйфольклор обрядных песен (колядных,масленичных, купальских, жатвенных, крестинных, свадебных и других песен).
В Полоцком княжестве, а позже в Великом княжестве Литовском, получила большое развитие церковная богослужебная музыка. В XV веке в белорусских землях формируется местный тип «знаменного распева», к XVII веку складываетсяпартесное пение в церковной православной музыке. Белорусские музыкальные памятники той эпохи — сборники произведений «Полоцкая тетрадь» и «Куранты».
Важной сферой формирования национальной музыкальной культуры стали народные танцы и пляски. Среди народных инструментов получили распространение дуда, жалейка, гудок,лира, скрипка и цимбалы.
Светская музыка эпохи барокко, звучавшая в крупных дворянских имениях, с XVII века начала развиваться и в белорусских городах. В XVII—XVIII веках центрами светской белорусской музыкальной культуры становятся частные театры и капеллы польско-литовских магнатов Радзивиллов, Сапег,Огинских и других. Среди известных композиторов — Голланд, Ванжура и другие.
С конца XIX века начинается расцвет белорусской культуры и музыки: открываются белорусские музыкальные школы и народные консерватории, создаются театры. Во второй половине XX века начинается новая волна расцвета белорусской культуры и музыки. На белорусских мелодиях основаны сочинения изестного пианиста и композитора XIX века А. И. Абрамовича.
После образования в 1919 годуБелорусской ССР были основаны Государственный симфонический оркестр БССР (1927), Государственный народный оркестр БССР (1930), Белорусская студия оперы и балета (1933), Белорусская консерватория (1932), Белорусская филармония (1937), Союз Композиторов БССР (1938). В 1940 организован Белорусский ансамбль песни и танца под pyководством Г. Р. Ширмы.
Музыкальное искусство Белоруссии стремилось сохранить национальные музыкальные традиции, одновременно развивая популярные в мире стили и направления. В 1970-е гг. зарождается белорусская оперетта — «Павлинка», реж. Семеняко, 1973; «Нестерка», реж. Суруса, 1979 г. Развивается камерная и хоровая музыка, популярными становятся произведения композиторовА. В. Богатырёва, И. М. Лученка,Э. С. Ханка. В 1970-х годах одними из самых популярных вокально-инструментальных ансамблей СССР сталиВерасы, Сябры и Песняры.
Успешно продолжают исполнять белорусские музыкальные произведения ведущие музыкальные коллективы Белоруссии: Президентский оркестр Республики Беларусь, Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыки под управлением М.Финберга, Государственный академический симфонический оркестр, Государственная академическая хоровая капелла им. Г. Ширмы, Национальный академический народный хор Республики Беларусь им. Г. И. Цитовича, вокальная группа «Чистый голос», вокально-инструментальный ансамбль «Песняры», вокально-инструментальный ансамбль «Сябры».
Наибольшее[источник не указан 357 дней]развитие в современной белорусской музыке получила поп-музыка и рок-музыка. В настоящее время популярными в Белоруссии являются группы «Ляпис Трубецкой», "Дай Дарогу!", "NRM", «Akute»,«J:МОРС», "Серебряная свадьба",«Без билета», «Eihelstraat», «IOWA»,«Dissonance Reason», «Nizkiz» и многие другие группы.
C 2004 года исполнители из Белоруссии участвуют в музыкальном конкурсе «Евровидение»
За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы;
Иоганн Себастьян Бах был шестым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века: многие предки Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами
Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год — отец, успев незадолго до этого ещё раз жениться. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире.
Известна следующая история, иллюстрирующая страсть Баха к музыке. У Иоганна Кристофа в шкафу хранилась тетрадь с нотами известных в ту пору композиторов, но, несмотря на Иоганна Себастьяна, он не давал ему с ней ознакомиться. Однажды юному Баху удалось извлечь из всегда запертого шкафа брата тетрадь, и в течение полугода лунными ночами он переписывал себе её содержимое. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. Когда работа уже была завершена, брат обнаружил копию и отнял ноты.
Рассказывают, что Бах был приглашен в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».
Музыка Белоруссии (белор. Музыка Беларусі) — музыкальное искусствореспублики Беларусь, выделяющееся самобытностью и национальным колоритом, охватывающее музыкальные направления от народного музыкального творчества до современной музыки.
Белорусская народная музыка берёт своё начало от древней культуры восточных славян. Особенность белорусской народной музыки — самобытныйфольклор обрядных песен (колядных,масленичных, купальских, жатвенных, крестинных, свадебных и других песен).
В Полоцком княжестве, а позже в Великом княжестве Литовском, получила большое развитие церковная богослужебная музыка. В XV веке в белорусских землях формируется местный тип «знаменного распева», к XVII веку складываетсяпартесное пение в церковной православной музыке. Белорусские музыкальные памятники той эпохи — сборники произведений «Полоцкая тетрадь» и «Куранты».
Важной сферой формирования национальной музыкальной культуры стали народные танцы и пляски. Среди народных инструментов получили распространение дуда, жалейка, гудок,лира, скрипка и цимбалы.
Светская музыка эпохи барокко, звучавшая в крупных дворянских имениях, с XVII века начала развиваться и в белорусских городах. В XVII—XVIII веках центрами светской белорусской музыкальной культуры становятся частные театры и капеллы польско-литовских магнатов Радзивиллов, Сапег,Огинских и других. Среди известных композиторов — Голланд, Ванжура и другие.
С конца XIX века начинается расцвет белорусской культуры и музыки: открываются белорусские музыкальные школы и народные консерватории, создаются театры. Во второй половине XX века начинается новая волна расцвета белорусской культуры и музыки. На белорусских мелодиях основаны сочинения изестного пианиста и композитора XIX века А. И. Абрамовича.
После образования в 1919 годуБелорусской ССР были основаны Государственный симфонический оркестр БССР (1927), Государственный народный оркестр БССР (1930), Белорусская студия оперы и балета (1933), Белорусская консерватория (1932), Белорусская филармония (1937), Союз Композиторов БССР (1938). В 1940 организован Белорусский ансамбль песни и танца под pyководством Г. Р. Ширмы.
Музыкальное искусство Белоруссии стремилось сохранить национальные музыкальные традиции, одновременно развивая популярные в мире стили и направления. В 1970-е гг. зарождается белорусская оперетта — «Павлинка», реж. Семеняко, 1973; «Нестерка», реж. Суруса, 1979 г. Развивается камерная и хоровая музыка, популярными становятся произведения композиторовА. В. Богатырёва, И. М. Лученка,Э. С. Ханка. В 1970-х годах одними из самых популярных вокально-инструментальных ансамблей СССР сталиВерасы, Сябры и Песняры.
Успешно продолжают исполнять белорусские музыкальные произведения ведущие музыкальные коллективы Белоруссии: Президентский оркестр Республики Беларусь, Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыки под управлением М.Финберга, Государственный академический симфонический оркестр, Государственная академическая хоровая капелла им. Г. Ширмы, Национальный академический народный хор Республики Беларусь им. Г. И. Цитовича, вокальная группа «Чистый голос», вокально-инструментальный ансамбль «Песняры», вокально-инструментальный ансамбль «Сябры».
Наибольшее[источник не указан 357 дней]развитие в современной белорусской музыке получила поп-музыка и рок-музыка. В настоящее время популярными в Белоруссии являются группы «Ляпис Трубецкой», "Дай Дарогу!", "NRM", «Akute»,«J:МОРС», "Серебряная свадьба",«Без билета», «Eihelstraat», «IOWA»,«Dissonance Reason», «Nizkiz» и многие другие группы.
C 2004 года исполнители из Белоруссии участвуют в музыкальном конкурсе «Евровидение»
Иоганн Себастьян Бах был шестым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века: многие предки Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами
Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год — отец, успев незадолго до этого ещё раз жениться. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире.
Известна следующая история, иллюстрирующая страсть Баха к музыке. У Иоганна Кристофа в шкафу хранилась тетрадь с нотами известных в ту пору композиторов, но, несмотря на Иоганна Себастьяна, он не давал ему с ней ознакомиться. Однажды юному Баху удалось извлечь из всегда запертого шкафа брата тетрадь, и в течение полугода лунными ночами он переписывал себе её содержимое. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. Когда работа уже была завершена, брат обнаружил копию и отнял ноты.
Рассказывают, что Бах был приглашен в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».