Симфония №7 «Ленинградская»Композитор: Д. Д. ШостаковичИстория создания
Симфония создавалась частями. Все началось с темы, вдохновленной «Болеро» композитора Равеля. Шостакович в 1930-х годах создает наброски, которые впоследствии стали темой первой части Симфонии: вариации в форме пассакальи. Характерные особенности жанра пассакальи - минорный лад, остинатный бас, траурно-торжественное звучание - и обусловило выбор Шостаковича. Говорят, что композитор демонстрировал наброски людям, которые разбираются в музыке, однако публично исполнено это сочинение в те времена не было. После того, как тема была завершена, работа над сочинением остановилась, однако вскоре, уже во время войны, она была возобновлена. Готовый эпизод заменил и тему первой части, и ее разработку.
Вторая и третья части симфонии создавались уже в Ленинграде, охваченном блокадой. Композитора охватывали тревога и волнение, и он стремился закончить свое творение как можно быстрее, несмотря на то, что это давалось ему нелегко. Последняя - четвертая - часть была написана уже в Куйбышеве после эвакуации в конце 1941 года и явило собой торжество добра над злом, вымученную победу, сотни тысяч людских потерь.
Первое исполнение
Премьера симфонии состоялась в 1942 году в городе Куйбышеве, в котором симфония была завершена и была воспринята общественностью крайне положительно. Вскоре симфония зазвучала не только в городах Советского Союза, но и за его границами.
2. м.3: до#-миум.53: до#-ми-сольмVII7: до#-ми-соль-сиумVII7: до#-ми-соль-си
Симфония создавалась частями. Все началось с темы, вдохновленной «Болеро» композитора Равеля. Шостакович в 1930-х годах создает наброски, которые впоследствии стали темой первой части Симфонии: вариации в форме пассакальи. Характерные особенности жанра пассакальи - минорный лад, остинатный бас, траурно-торжественное звучание - и обусловило выбор Шостаковича. Говорят, что композитор демонстрировал наброски людям, которые разбираются в музыке, однако публично исполнено это сочинение в те времена не было. После того, как тема была завершена, работа над сочинением остановилась, однако вскоре, уже во время войны, она была возобновлена. Готовый эпизод заменил и тему первой части, и ее разработку.
Вторая и третья части симфонии создавались уже в Ленинграде, охваченном блокадой. Композитора охватывали тревога и волнение, и он стремился закончить свое творение как можно быстрее, несмотря на то, что это давалось ему нелегко. Последняя - четвертая - часть была написана уже в Куйбышеве после эвакуации в конце 1941 года и явило собой торжество добра над злом, вымученную победу, сотни тысяч людских потерь.
Первое исполнениеПремьера симфонии состоялась в 1942 году в городе Куйбышеве, в котором симфония была завершена и была воспринята общественностью крайне положительно. Вскоре симфония зазвучала не только в городах Советского Союза, но и за его границами.