Азат Аббасовтенор1925—2006СССРТатарский театр оперы и балета имени Мусы ДжалиляНародный артист СССРИрена Абендротсопрано1872—1932Австро-Венгрия АвстрияВенская государственная опера Опера ЗемпераПервая исполнительница в Германии заглавной партии в опере «Тоска» Джакомо Пуччини. Была также музыкальным педагогомТео Адамбас-баритон1926ГерманияБерлинская государственная опера Метрополитен ОпераКаммерзенгер Берлинской государственной оперыАйно Актесопрано1876—1944ФинляндияКовент ГарденОдна из создателей Финской национальной оперы и Саавонлиннского оперного фестиваляРоберто Аланьятенор1963ФранцияМетрополитен Операмуж певицы-сопрано Анжелы ГеоргиуЛариса Александровскаясопрано1904—1980СССРнародная артистка СССР лауреат Сталинской премииТомас Алленбаритон1944Великобританиярыцарь Британской империи Каммерзенгер Баварской государственной оперыЛичия Альбанезесопрано1913ИталияМетрополитен ОпераЛуиджи Альватенор1927ПеруКовент Гарден Метрополитен ОпераПаскуале Аматобаритон1878—1942ИталияЛа Скала Метрополитен Опера
Для начала определимся со знаками альтерации: -Мажорные тональности: Des-dur, 5♭ Ges-dur, 6♭ Ces-dur, 7♭ Cis-dur, 7# -Минорные тональности: b-moll, 5♭ es-moll, 6♭ as-moll, 7♭ ais-moll, 7#
1. Виды минора. 1.1. Натуральный. Играется от тоники до тоники по знакам альтерации. b-moll: си♭-до-ре♭-ми♭-фа-соль♭-ля♭-си♭ es-moll: ми♭-фа-соль♭-ля♭-си♭-до♭-ре♭-ми♭ as-moll: ля♭-си♭-до♭-ре♭-ми♭-фа♭-соль♭-ля♭ ais-moll: ля#-си#-до#-ре#-ми#-фа#-соль#-ля# 1.2. Гармонический. Отличается от натурального минора VII повышенной ступенью. b-moll: си♭-до-ре♭-ми♭-фа-соль♭-ля♮-си♭ es-moll: ми♭-фа-соль♭-ля♭-си♭-до♭-ре♮-ми♭ as-moll: ля♭-си♭-до♭-ре♭-ми♭-фа♭-соль♮-ля♭ ais-moll: ля#-си#-до#-ре#-ми#-фа#-соль(x)-ля# 1.3. Мелодический. Отличается от натурального минора VI и VII повышенными ступенями. При этом при движении вниз изменение повышенных ступеней отменяется; звучание становится аналогичным минору натурального вида. b-moll: си♭-до-ре♭-ми♭-фа-соль♮-ля♮-си♭; си♭-ля♭-соль♭-фа-ми♭-ре♭-до-си♭ es-moll: ми♭-фа-соль♭-ля♭-си♭-до♮-ре♮-ми♭; ми♭-ре♭-до♭-си♭-ля♭-соль♭-фа-ми♭ as-moll: ля♭-си♭-до♭-ре♭-ми♭-фа♮-соль♮-ля♭; ля♭-соль♭-фа♭-ми♭-ре♭-до♭-си♭-ля♭ ais-moll: ля#-си#-до#-ре#-ми#-фа(x)-соль(x)-ля#; ля#-соль#-фа#-ми#-ре#-до#-си#-ля#
2. Виды мажора. 2.1. Натуральный. Движение по натуральному звукоряду. Des-dur: ре♭-ми♭-фа-соль♭-ля♭-си♭-до-ре♭ Ges-dur: соль♭-ля♭-си♭-до♭-ре♭-ми♭-фа-соль♭ Ces-dur: до♭-ре♭-ми♭-фа♭-соль♭-ля♭-си♭-до♭ Cis-dur: до#-ре#-ми#-фа#-соль#-ля#-си#-до# 2.2 Гармонический. Отличается от натурального мажора пониженной VI ступенью. Des-dur: ре♭-ми♭-фа-соль♭-ля♭-си♭♭-до-ре♭ Ges-dur: соль♭-ля♭-си♭-до♭-ре♭-ми♭♭-фа-соль♭ Ces-dur: до♭-ре♭-ми♭-фа♭-соль♭-ля♭♭-си♭-до♭ Cis-dur: до#-ре#-ми#-фа#-соль#-ля♮-си#-до# 2.3. Мелодический. При движении вверх звучит натуральный мажор, при движении вниз понижаются VI и VII ступени. Des-dur: ре♭-ми♭-фа-соль♭-ля♭-си♭-до-ре♭; ре♭-до♭-си♭♭-ля♭♭-соль♭-фа-ми♭-ре♭ Ges-dur: соль♭-ля♭-си♭-до♭-ре♭-ми♭-фа-соль♭; соль♭-фа♭-ми♭♭-ре♭-до♭-си♭-ля♭-соль♭ Ces-dur: до♭-ре♭-ми♭-фа♭-соль♭-ля♭-си♭-до♭; до♭-си♭♭-ля♭♭-соль♭-фа♭-ми♭-ре♭-до♭ Cis-dur: до#-ре#-ми#-фа#-соль#-ля#-си#-до#; до#-си♮-ля♮-соль#-фа#-ми#-ре#-до#
АвстрияВенская государственная опера
Опера ЗемпераПервая исполнительница в Германии заглавной партии в опере «Тоска» Джакомо Пуччини.
Была также музыкальным педагогомТео Адамбас-баритон1926ГерманияБерлинская государственная опера
Метрополитен ОпераКаммерзенгер Берлинской государственной оперыАйно Актесопрано1876—1944ФинляндияКовент ГарденОдна из создателей Финской национальной оперы и Саавонлиннского оперного фестиваляРоберто Аланьятенор1963ФранцияМетрополитен Операмуж певицы-сопрано Анжелы ГеоргиуЛариса Александровскаясопрано1904—1980СССРнародная артистка СССР
лауреат Сталинской премииТомас Алленбаритон1944Великобританиярыцарь Британской империи
Каммерзенгер Баварской государственной оперыЛичия Альбанезесопрано1913ИталияМетрополитен ОпераЛуиджи Альватенор1927ПеруКовент Гарден
Метрополитен ОпераПаскуале Аматобаритон1878—1942ИталияЛа Скала
Метрополитен Опера
-Мажорные тональности:
Des-dur, 5♭
Ges-dur, 6♭
Ces-dur, 7♭
Cis-dur, 7#
-Минорные тональности:
b-moll, 5♭
es-moll, 6♭
as-moll, 7♭
ais-moll, 7#
1. Виды минора.
1.1. Натуральный. Играется от тоники до тоники по знакам альтерации.
b-moll: си♭-до-ре♭-ми♭-фа-соль♭-ля♭-си♭
es-moll: ми♭-фа-соль♭-ля♭-си♭-до♭-ре♭-ми♭
as-moll: ля♭-си♭-до♭-ре♭-ми♭-фа♭-соль♭-ля♭
ais-moll: ля#-си#-до#-ре#-ми#-фа#-соль#-ля#
1.2. Гармонический. Отличается от натурального минора VII повышенной ступенью.
b-moll: си♭-до-ре♭-ми♭-фа-соль♭-ля♮-си♭
es-moll: ми♭-фа-соль♭-ля♭-си♭-до♭-ре♮-ми♭
as-moll: ля♭-си♭-до♭-ре♭-ми♭-фа♭-соль♮-ля♭
ais-moll: ля#-си#-до#-ре#-ми#-фа#-соль(x)-ля#
1.3. Мелодический. Отличается от натурального минора VI и VII повышенными ступенями. При этом при движении вниз изменение повышенных ступеней отменяется; звучание становится аналогичным минору натурального вида.
b-moll: си♭-до-ре♭-ми♭-фа-соль♮-ля♮-си♭; си♭-ля♭-соль♭-фа-ми♭-ре♭-до-си♭
es-moll: ми♭-фа-соль♭-ля♭-си♭-до♮-ре♮-ми♭; ми♭-ре♭-до♭-си♭-ля♭-соль♭-фа-ми♭
as-moll: ля♭-си♭-до♭-ре♭-ми♭-фа♮-соль♮-ля♭; ля♭-соль♭-фа♭-ми♭-ре♭-до♭-си♭-ля♭
ais-moll: ля#-си#-до#-ре#-ми#-фа(x)-соль(x)-ля#; ля#-соль#-фа#-ми#-ре#-до#-си#-ля#
2. Виды мажора.
2.1. Натуральный. Движение по натуральному звукоряду.
Des-dur: ре♭-ми♭-фа-соль♭-ля♭-си♭-до-ре♭
Ges-dur: соль♭-ля♭-си♭-до♭-ре♭-ми♭-фа-соль♭
Ces-dur: до♭-ре♭-ми♭-фа♭-соль♭-ля♭-си♭-до♭
Cis-dur: до#-ре#-ми#-фа#-соль#-ля#-си#-до#
2.2 Гармонический. Отличается от натурального мажора пониженной VI ступенью.
Des-dur: ре♭-ми♭-фа-соль♭-ля♭-си♭♭-до-ре♭
Ges-dur: соль♭-ля♭-си♭-до♭-ре♭-ми♭♭-фа-соль♭
Ces-dur: до♭-ре♭-ми♭-фа♭-соль♭-ля♭♭-си♭-до♭
Cis-dur: до#-ре#-ми#-фа#-соль#-ля♮-си#-до#
2.3. Мелодический. При движении вверх звучит натуральный мажор, при движении вниз понижаются VI и VII ступени.
Des-dur: ре♭-ми♭-фа-соль♭-ля♭-си♭-до-ре♭; ре♭-до♭-си♭♭-ля♭♭-соль♭-фа-ми♭-ре♭
Ges-dur: соль♭-ля♭-си♭-до♭-ре♭-ми♭-фа-соль♭; соль♭-фа♭-ми♭♭-ре♭-до♭-си♭-ля♭-соль♭
Ces-dur: до♭-ре♭-ми♭-фа♭-соль♭-ля♭-си♭-до♭; до♭-си♭♭-ля♭♭-соль♭-фа♭-ми♭-ре♭-до♭
Cis-dur: до#-ре#-ми#-фа#-соль#-ля#-си#-до#; до#-си♮-ля♮-соль#-фа#-ми#-ре#-до#