Всемирно известная былина «Садко» относится к былинам новгородского цикла. Это былины, повествующие о жизни и быте Великого Новгорода, второго по значению города средневековой Руси, и его жителей. Ученые считают, что былина «Садко» - одна из древнейших (если не самая древняя) из сохранившихся и дошедших до нас былин.
В центре былины - новгородский купец Садко, талантливый гусляр. По его имени и названо произведение русского фольклора. Образ Садко жизненно достоверен и многогранен, очень неоднозначен. «Садко, - пишет известный исследователь В.Г. Мирзоев, - истинный представитель Великого Новгорода, воплотивший его характерные черты».
В начале былины Садко предстает перед нами как обыкновенный гусельщик (играющий на гуслях - старинном русском музыкальном инструменте), без знатного происхождения, богатства, достатка, «несчетной золотой казны». Однажды он встречается с морским царем, который награждает его за искусную игру на гуслях богатством.
В результате своей предприимчивости, ловкости и удачи Садко становится купцом и вскоре бросает вызов всему купечеству Великого Новгорода. Однако в этом поединке Садко терпит поражение, — иначе в былинах и быть не могло: победа одного человека, Садко, была бы принижением второго по могуществу города Древней Руси - Господина Великого Новгорода. Вскоре после этого Садко отправляется в путь. Это был долгий и сложный путь. Волхов, Ладожское озеро, Нева, сине море, Золотая Орда - вот вехи этого пути (интересно, что в этой былине о Садко Золотая Орда рисуется неизвестным автором не как враждебная сила; Садко получает там даже большие барыши).
На обратном пути Садко ожидают большие испытания: в море царь Морской потребовал у него жертвоприношения. И вот в этой ситуации раскрывается непростой характер Садко: он эгоистичен и расчетлив, недобр и несправедлив. Садко готов пожертвовать своей дружиной ради собственного Садко предлагает выбрать жертву — «живую голову» — в результате жеребьевки. Вот здесь и проявляются такие черты его личности, как хитрость, коварство, непорядочность. Садко делает жребий себе из тяжелого металла - золота, а дружине - из дерева: он понимает, что золото тяжелее и сразу пойдет на дно, а это означает не он будет выбран в качестве жертвы.
1. Музыкальное искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях: церковная музыка и народное музыкальное творчество фольклор
2. Русский скоморох – это актер, который передвигался и веселил людей. Такой себе странствующий представитель, у которого музыка Древней Руси была уникальной. Эти люди выступали как певцы, музыканты, покорители душ и настроения народа. Они могли одновременно пускаться в пляс, играть на музыкальных инструментах и петь протяжные и веселые песни. Народное искусство Древней Руси – это скоморохи. Именно они являются главными носителями народного творчества. Кроме пения, танцев и игры на музыкальных инструментах, они могли показывать разнообразные фокусы, выступать в масках и потешать публику. Это были лучшие таланты своего времени, которые отдали душу народу.
3. Знаменное пение (крюковое пение) – тип церковного пения, в основании которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции
Особенности:
Строго вокальный характер
Тесная связь музыки и слова
Плавность мелодического движения
Подчинение музыкальной композиции смысловой структуре текста.
Всемирно известная былина «Садко» относится к былинам новгородского цикла. Это былины, повествующие о жизни и быте Великого Новгорода, второго по значению города средневековой Руси, и его жителей. Ученые считают, что былина «Садко» - одна из древнейших (если не самая древняя) из сохранившихся и дошедших до нас былин.
В центре былины - новгородский купец Садко, талантливый гусляр. По его имени и названо произведение русского фольклора. Образ Садко жизненно достоверен и многогранен, очень неоднозначен. «Садко, - пишет известный исследователь В.Г. Мирзоев, - истинный представитель Великого Новгорода, воплотивший его характерные черты».
В начале былины Садко предстает перед нами как обыкновенный гусельщик (играющий на гуслях - старинном русском музыкальном инструменте), без знатного происхождения, богатства, достатка, «несчетной золотой казны». Однажды он встречается с морским царем, который награждает его за искусную игру на гуслях богатством.
В результате своей предприимчивости, ловкости и удачи Садко становится купцом и вскоре бросает вызов всему купечеству Великого Новгорода. Однако в этом поединке Садко терпит поражение, — иначе в былинах и быть не могло: победа одного человека, Садко, была бы принижением второго по могуществу города Древней Руси - Господина Великого Новгорода. Вскоре после этого Садко отправляется в путь. Это был долгий и сложный путь. Волхов, Ладожское озеро, Нева, сине море, Золотая Орда - вот вехи этого пути (интересно, что в этой былине о Садко Золотая Орда рисуется неизвестным автором не как враждебная сила; Садко получает там даже большие барыши).
На обратном пути Садко ожидают большие испытания: в море царь Морской потребовал у него жертвоприношения. И вот в этой ситуации раскрывается непростой характер Садко: он эгоистичен и расчетлив, недобр и несправедлив. Садко готов пожертвовать своей дружиной ради собственного Садко предлагает выбрать жертву — «живую голову» — в результате жеребьевки. Вот здесь и проявляются такие черты его личности, как хитрость, коварство, непорядочность. Садко делает жребий себе из тяжелого металла - золота, а дружине - из дерева: он понимает, что золото тяжелее и сразу пойдет на дно, а это означает не он будет выбран в качестве жертвы.
1. Музыкальное искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях: церковная музыка и народное музыкальное творчество фольклор
2. Русский скоморох – это актер, который передвигался и веселил людей. Такой себе странствующий представитель, у которого музыка Древней Руси была уникальной. Эти люди выступали как певцы, музыканты, покорители душ и настроения народа. Они могли одновременно пускаться в пляс, играть на музыкальных инструментах и петь протяжные и веселые песни. Народное искусство Древней Руси – это скоморохи. Именно они являются главными носителями народного творчества. Кроме пения, танцев и игры на музыкальных инструментах, они могли показывать разнообразные фокусы, выступать в масках и потешать публику. Это были лучшие таланты своего времени, которые отдали душу народу.
3. Знаменное пение (крюковое пение) – тип церковного пения, в основании которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции
Особенности:
Строго вокальный характер
Тесная связь музыки и слова
Плавность мелодического движения
Подчинение музыкальной композиции смысловой структуре текста.
Объяснение: