Лунная соната Однажды мне захотелось нарушить монотонность долгого дня. Я поставила в проигрыватель диск с записями классической музыки. Среди разнообразных мелодий вдруг зазвучало что-то родное — 14-я соната Бетховена. Все остальное — лишнее. Нажала кнопку «Повтор», снова и снова слушала одну и ту же сонату. Бесконечное число ассоциаций, старых и новых, родилось от этой музыки…
Ось виолончели. Сергей Минаев…Детство. Музыкальная школа. Четырнадцатая соната и «К Элизе» Бетховена — это первая музыка, которую начала чувствовать. Гаммы и этюды необходимы для тренировки рук, но являются совершенной пыткой для ушей. И когда я стала думать, что гаммы и этюды — это и есть музыка, которой заниматься больше не хочу, вдруг появился… Бетховен. Музыка, которая заставляет замолчать. Приводит в тишину и начинает говорить сама. Школа. Урок музыки. Учитель рассказывает, что «Лунную сонату» написал глухой человек. Тогда — недоумение, а теперь понимаю — все правильно. Чтобы писать такую музыку, не нужен слух. Это молитва страдающего сердца. От избытка сердца говорят уста, а от страдающего сердца рождаются шедевры музыки, живописи, литературы. Низкие тона ассоциируются с тяжестью души. Мрак, темнота накрыли человека в пути. Он останавливается. Смиряется с тем, что вокруг темно, и начинает тихую молитву к Богу. Рассказывает, сколько было в жизни всего: не понимали, гнали, плевали, предавали. И вот мрак накрыл душу. Что дальше? И сквозь мрак пробивается тихий свет, утешает, успокаивает, дает надежду. Господь слышит. Человек улавливает этот свет и начинает верить, что преодолеет мрак. И чем дальше, тем меньше сомнения. Тьма больше не пугает человека. Будут в пути трудности и испытания, но теперь он знает, что его ведет Господь. Становится спокойно и тихо. Наверное, нет ни одного человека, кто бы за свою жизнь не переживал такого мрака. Сердце улавливает знакомые ноты и присоединяется к музыке страдающей и ищущей души. [Марина Феоктистова] Поделиться…
Весна священная» – этапное, рубежное произведение, своей стилистической дерзостью оказавшее огромное влияние на всю последующую мировую музыкальную культуру. Казелла назвал балет «библией музыки ХХ века», а Ярустовский – «сосудом с настоем новых соков».
Замысел «Весны священной» возник у Стравинского в пору окончания «Жар-птицы». Воображению композитора представилась старуха-ведунья из языческих времен и обряд, который заканчивался принесением жертвы Весне. Этот замысел зрел, укреплялся и рос в сотрудничестве с Н. Рерихом, живописный дар которого в те годы воспевал язычество, «праславянство», «скифство» (увлечение, характерное для русского предреволюционного искусства, – Блока, Городецкого, Прокофьева).Первую часть («Поцелуй земли») открывает Вступление – весенняя пастораль. Далее идут хороводы и игры, чередующие образы девически застенчивые и по-мужски удалые (№ 25). Каждой образной сфере — девической, мужской, старцев — свойственны свои тематические формулы, типы фактурного движения, оркестровки. Эта часть заканчивается появлением Старейшего-Мудрейшего (№ 6) и сценой «Выплясывание земли» (№ 7).
Вторая часть («Великая жертва») переводит действие в план таинства. На смену хороводам приходит обряд. В нем первенство принадлежит старцам, весь род подчиняется их действиям. Они выбирают и приносят в жертву избранницу. Балет заканчивается «Великой священной пляской».
Драматургия балета эпическая – серия картин развивается по принципу контраста и объединяется общностью звуковых элементов.
Музыка «Весны священной» строится в драматургическом плане как два crescendo и имеет две кульминации – в конце первой части и в финале всего произведения. Сцены балета объединены общностью попевок, относящихся к весеннему календарному циклу. «Прорастая» из одного номера партитуры в другой, попевки создают все предпосылки для подлинно симфонического развития. Таким образом, «Весна священная» с большим основанием может рассматриваться скорее как своеобразная симфония, чем сюита. Напряженности музыкальных конструкций Стравинский достигает разными гетерофоническими сплетениями линий фактуры (Вступление), применением «расширенных» тоник («Весенние гадания»), полиладовыми и политональными наслоениями («Тайные игры девушек», «Игра умыкания», «Игры двух городов»). А главное, он развивает исходное тематическое образование средствами, сохраняющими и усиливающими эту динамическую неустойчивость, — в основном приемами вариантными, часто используя принцип осМузыкальный язык
В «Весне священной» два фактора музыкального мышления являются ведущими. Первый – это обращение спопевками: они сведены к простейшим, архаическим контурам – по сути, попевочным формулам. Второй фактор – ритм, необычайно действенный, подвижный, динамичный.
Тематизм «Весны священной» опирается на зазывные кличи веснянок, трихорды колядок, отдельные интонации свадебных песен. Стравинского интересуют не столько индивидуальные отличия попевок, сколько их типизация, сведение их к некоему формульному архетипу. Такой подход уже намечался в творчестве русских классиков. Стравинский идет еще дальше, а главное – превращает этот прием в творческий принцип. Однако формульность не приводит к омертвению попевок. Напротив, они расцветают и оживают в интонационной среде «Весны священной». Так, попевка вступления буквально прорастает из начального интонационного зерна, ее звенья ритмически растягиваются, сжимаются, переставляются, образуют неожиданные гетерофонические звуковые сплетения, политональные сочетания.
Ритм в «Весне священной» из фактора, обычно подчиненного, превращается в фактор первостепенный, определяющий – рисует ли Стравинский пробуждение земли, или плетет хороводы, или придает ритму заклинательную функцию в «Выплясывании земли» и особенно в Великой священной пляске. Ритм опрокидывает «барьер» тактовой черты, дышит в свободно чередующихся размерах, образует сложную полиметрическую вязь.тинатности.
Однажды мне захотелось нарушить монотонность долгого дня. Я поставила в проигрыватель диск с записями классической музыки. Среди разнообразных мелодий вдруг зазвучало что-то родное — 14-я соната Бетховена. Все остальное — лишнее. Нажала кнопку «Повтор», снова и снова слушала одну и ту же сонату. Бесконечное число ассоциаций, старых и новых, родилось от этой музыки…
Ось виолончели. Сергей Минаев…Детство. Музыкальная школа. Четырнадцатая соната и «К Элизе» Бетховена — это первая музыка, которую начала чувствовать. Гаммы и этюды необходимы для тренировки рук, но являются совершенной пыткой для ушей. И когда я стала думать, что гаммы и этюды — это и есть музыка, которой заниматься больше не хочу, вдруг появился… Бетховен. Музыка, которая заставляет замолчать. Приводит в тишину и начинает говорить сама.
Школа. Урок музыки. Учитель рассказывает, что «Лунную сонату» написал глухой человек. Тогда — недоумение, а теперь понимаю — все правильно. Чтобы писать такую музыку, не нужен слух. Это молитва страдающего сердца. От избытка сердца говорят уста, а от страдающего сердца рождаются шедевры музыки, живописи, литературы.
Низкие тона ассоциируются с тяжестью души. Мрак, темнота накрыли человека в пути. Он останавливается. Смиряется с тем, что вокруг темно, и начинает тихую молитву к Богу. Рассказывает, сколько было в жизни всего: не понимали, гнали, плевали, предавали. И вот мрак накрыл душу. Что дальше?
И сквозь мрак пробивается тихий свет, утешает, успокаивает, дает надежду. Господь слышит. Человек улавливает этот свет и начинает верить, что преодолеет мрак. И чем дальше, тем меньше сомнения. Тьма больше не пугает человека. Будут в пути трудности и испытания, но теперь он знает, что его ведет Господь. Становится спокойно и тихо.
Наверное, нет ни одного человека, кто бы за свою жизнь не переживал такого мрака. Сердце улавливает знакомые ноты и присоединяется к музыке страдающей и ищущей души.
[Марина Феоктистова]
Поделиться…
Весна священная» – этапное, рубежное произведение, своей стилистической дерзостью оказавшее огромное влияние на всю последующую мировую музыкальную культуру. Казелла назвал балет «библией музыки ХХ века», а Ярустовский – «сосудом с настоем новых соков».
Замысел «Весны священной» возник у Стравинского в пору окончания «Жар-птицы». Воображению композитора представилась старуха-ведунья из языческих времен и обряд, который заканчивался принесением жертвы Весне. Этот замысел зрел, укреплялся и рос в сотрудничестве с Н. Рерихом, живописный дар которого в те годы воспевал язычество, «праславянство», «скифство» (увлечение, характерное для русского предреволюционного искусства, – Блока, Городецкого, Прокофьева).Первую часть («Поцелуй земли») открывает Вступление – весенняя пастораль. Далее идут хороводы и игры, чередующие образы девически застенчивые и по-мужски удалые (№ 25). Каждой образной сфере — девической, мужской, старцев — свойственны свои тематические формулы, типы фактурного движения, оркестровки. Эта часть заканчивается появлением Старейшего-Мудрейшего (№ 6) и сценой «Выплясывание земли» (№ 7).
Вторая часть («Великая жертва») переводит действие в план таинства. На смену хороводам приходит обряд. В нем первенство принадлежит старцам, весь род подчиняется их действиям. Они выбирают и приносят в жертву избранницу. Балет заканчивается «Великой священной пляской».
Драматургия балета эпическая – серия картин развивается по принципу контраста и объединяется общностью звуковых элементов.
Музыка «Весны священной» строится в драматургическом плане как два crescendo и имеет две кульминации – в конце первой части и в финале всего произведения. Сцены балета объединены общностью попевок, относящихся к весеннему календарному циклу. «Прорастая» из одного номера партитуры в другой, попевки создают все предпосылки для подлинно симфонического развития. Таким образом, «Весна священная» с большим основанием может рассматриваться скорее как своеобразная симфония, чем сюита. Напряженности музыкальных конструкций Стравинский достигает разными гетерофоническими сплетениями линий фактуры (Вступление), применением «расширенных» тоник («Весенние гадания»), полиладовыми и политональными наслоениями («Тайные игры девушек», «Игра умыкания», «Игры двух городов»). А главное, он развивает исходное тематическое образование средствами, сохраняющими и усиливающими эту динамическую неустойчивость, — в основном приемами вариантными, часто используя принцип осМузыкальный язык
В «Весне священной» два фактора музыкального мышления являются ведущими. Первый – это обращение спопевками: они сведены к простейшим, архаическим контурам – по сути, попевочным формулам. Второй фактор – ритм, необычайно действенный, подвижный, динамичный.
Тематизм «Весны священной» опирается на зазывные кличи веснянок, трихорды колядок, отдельные интонации свадебных песен. Стравинского интересуют не столько индивидуальные отличия попевок, сколько их типизация, сведение их к некоему формульному архетипу. Такой подход уже намечался в творчестве русских классиков. Стравинский идет еще дальше, а главное – превращает этот прием в творческий принцип. Однако формульность не приводит к омертвению попевок. Напротив, они расцветают и оживают в интонационной среде «Весны священной». Так, попевка вступления буквально прорастает из начального интонационного зерна, ее звенья ритмически растягиваются, сжимаются, переставляются, образуют неожиданные гетерофонические звуковые сплетения, политональные сочетания.
Ритм в «Весне священной» из фактора, обычно подчиненного, превращается в фактор первостепенный, определяющий – рисует ли Стравинский пробуждение земли, или плетет хороводы, или придает ритму заклинательную функцию в «Выплясывании земли» и особенно в Великой священной пляске. Ритм опрокидывает «барьер» тактовой черты, дышит в свободно чередующихся размерах, образует сложную полиметрическую вязь.тинатности.