Тема триместра: Музыкальный образ.
Тема урока: Лирические образы в музыке.
Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах (образ – художественное отражение идей и чувств в звуке, слове, красках) – в их возникновении, развитии, взаимодействии. Каким бы единым по настроению ни было музыкальное произведение, в нём всегда угадывается всевозможные перемены, сдвиги, контрасты. Появление новой мелодии, изменение ритмического рисунка, смена раздела почти всегда означает возникновение нового образа близкого по содержанию или прямо противоположного.
В музыке, как и человеческой душе, редко бывает только одна линия, одно настроение. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию Как правило, продолжительность пьесы тесно связана с особенностью её образного строения. Маленькие пьесы обычно близки к единой образной сфере, в то время как крупные требуют более долгого и сложного образного развития.
Композиторы, обращаясь к лирическому образу, нередко обращаются к музыкальной миниатюре. Лирическим произведением можно назвать произведения искусства, которое выражает чувства человека, его душевные переживания. Музыкальные интонации в таких произведениях светлые, спокойные, возвышенные, благородные.
Одно из таких произведений – Прелюдия Сергея Васильевича. Рахманинова № 12. Её настроение, одновременно трепетное и тоскливое, созвучно русской музыкальной традиции воплощения образов печали и прощания. Композитор не дал пьесе название, однако в музыке чувствуется щемящее осеннее состояние: трепет последней листвы, моросящий дождь, низкое серое небо. Музыкальный образ прелюдии дополняется даже моментом звукоизобразительности: в мелодико-фактурном звучании угадывается нечто похожее на прощальное курлыканье журавлей, покидающих нас на долгую-долгую зиму..
Прочитайте строки из стихотворения Николая Михайловича Рубцова «Журавли», в котором пронзительно и точно обрисован образ русской души и русской природы, воплощённый в высоком прощальном полёте журавлей..
Вот летят, вот летят….Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на любимцев своих!
Вот замолкли – и вновь сиротеет душа и природа
Оттого, что – молчи! – так никто уж не выразит их…
Рассмотри картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» и послушай Прелюдию С. В. Рахманинова, настраиваясь на лирический образ перечисленных произведений.
Вопросы и задания по теме урока.
1. Рассмотри репродукции картин «Юный нищий» Э. Мурильо и «Триумф Цезаря» А. Мантенья. Какая из них представляет собой малую, а какая – крупную форму? По каким признакам это можно определить?
2. Правомерно ли утверждение, согласно которому глубина и сложность художественного образа произведения зависят исключительно от его масштабов? Почему? Расскажи на примере картин «Юный нищий» и «Триумф Цезаря».
3. Можно ли считать, что Прелюдия С. Рахманинова относится к произведениям малой формы? Что об этом свидетельствует?
4. Как в музыкальном произведении может быть претворён лирический образ? Расскажи на примере Прелюдии С. Рахманинова.
5. Что в большей степени присуще художественному образу услышанной прелюдии – единство, перемены или контрасты.
6.Вспомни известные тебе произведения музыки, литературы, ИЗО, воплощающие лирические образы печали и прощания. При подготовке ответа используй возможности сети Интернет
В одном восточном королевстве,жил маленький принц. У него не было друзей, и ему нельзя было выходить в город. У принца было все, что он пожелает, но он не мог смирится с тем, что ему не разрешают общаться с простолюдинами. Мальчику было очень скучно и одиноко. Ему надоело все,что его окружало,он хотел просто повеситься и поиграть, однако играть со слугами-это скучно. Однажды этот принц, притворился спящим, поэтому все слуги покинули его,что бы не разбудить. Когда он понял, что все ушли ,он пробрался в сад и тайком попал в город. Там он гулял и встретил одну девочку. Они подружились, эта девочка очень понравилась ему,но он вспомнил,что говорили ему все это время. Принцу стало очень грустно от того, что он может больше ее не увидеть, но ничего не поделаешь, нужно возвращаться. Через некоторое время, он узнает от отца, что к ним приезжает важный гость, со своей дочкой, которые тоже жили в этом царстве. Наступило время приезда этих гостей, и когда принц увидел их -он сначала не поверил. Перед ним стояла та же девочка. Они часто виделись, а потом подросли, принц женился на этой девушке ,и они жили долго и счастливо
Первый памятник принадлежит знаменитому барду-"шестидесятнику" Булату Окуджаве, который является отцом авторской песни. Монумент, изображенный на фотографии, стоит на Плотниковом переулке, одном из переулков Арбата, где Окуджава родился и вырос.
Второй памятник принадлежит Владимиру Высоцкому. Место для монумента также было выбрано не случайно. В своей песне "У меня было сорок фамилий" Высокий утверждает, что хоть он и верил во все святое, но памятник у Покровских Ворот ему не поставят. И возведение памятника в пятнадцатую годовщину со дня его смерти именно на площади Покровские Ворота и стало опровержением этих строк.