Будущий представитель эпохи барокко родился в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт.
В возрасте 9 лет умирает мать Иоганна Себастьяна, а через год из жизни уходит отец. К себе на воспитание мальчика берет старший брат, Иоганн Кристоф. Именно он и обучает его игре на органе и клавире по классическим образцам.
В то же время младший Бах также знакомится с творчеством современных модных композиторов. Предполагается, что еще в детстве Иоганн Себастьян обещает себе, что напишет музыку лучше. Так оно или нет, однако это выполняется – до сих пор история музыки делится на добаховскую и послебаховскую.
- Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои Ему предназначены, - признается сам композитор.
«Вечерка» предлагает вспомнить 3 наиболее значимых периода творческого пути великого немецкого композитора и послушать одни из самых значимых произведений Иоганна Себастьяна Баха.
1. 1708 год принято считать началом творческого пути Баха как сочинителя музыки.
В Веймаре Бах раскрывает свой многогранный талант: в качестве органиста, музыканта оркестровой капеллы, в которой приходится играть на скрипке и клавесине, а с 1714 года – в должности капельмейстера. В это время Бах экспериментирует в области светских музыкальных жанров. Он много сочиняет для органа, пишет пьесы для скрипки и клавесина, а также создает репертуар для капеллы.
Одновременно с этим Бах пишет кантаты. Здесь появляется первая светсткая кантата «Тешит меня лишь веселая охота».
Так, Веймар для Баха является особенно важным этапом. В этот период в основной области баховского искусства, в органной музыке, происходит расцвет и полная творческая зрелость: он создает токкату и фугу ре минор, прелюдию и фугу ля минор, прелюдию и фугу до минор и другие произведения.
[OBJ Токката ре минор]
2. 1717-1723 годы (Кётен) – Иоганн Себастьян Бах служит придворным капельмейстером при дворе князя Леопольда Ангальт-Кетенского. Здесь он пишет клавирную и оркестровую музыку. Именно в Кётене были созданы двухголосные и трехголосные инвенции, а также завершены 24 прелюдии и фуги (они составили первый том большого труда «Хорошо темперированный клавир»). В этот же период появляется и «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор.
[OBJ «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор]
3. 1723 -1750 годы – Лейпцигский период творчества. Иоганн Себастьян уже известный музыкант. Он подает на открывшуюся в Лейпциге вакансию кантора. Здесь он пишет «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», «Высокую мессу», «Рождественскую ораторию» и др. Однако этими произведениями остается недовольно начальство – музыку не признают «церковной» из-за отсутствия строгости и избытка красочности земной музыки. После этого конфликта Бах начинает писать инструментальную музыку. Окончательную отделку получает первый том прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира». Также появляется «Итальянский концерт» - этим сольным концертом Бах хочет подчеркнуть приоритет итальянцев в создании жанра концерта и выразить свое уважение к итальянскому инструментализму.
В последние годы жизни Бах все больше уходит в себя и пытается отгородиться от действительности. Последние произведения композитора – две серии полифонических пьес «Музыкальное приношение» и «Искусство для фуги». В них Иоганн Себастьян Бах демонстрирует технические возможности, полифоническую форму. Жизнь омрачает серьезная болезнь глаз. После неудачных операций великий композитор теряет зрение. Но и тогда он продолжает писать музыку, диктуя произведения для записи.
Полёт шмеля́» — оркестровая интермедия, написанная Николаем Римским-Корсаковым для его оперы «Сказка о царе Салтане», сочинённой в 1899—1900 годах. Интермедией заканчивается третий акт, в котором Лебедь-птица обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу (который не знает, что Гвидон жив).
В первой части интермедии имеется вокальная партия Лебедь-птицы, однако вокальная часть нередко при исполнении опускается, а виртуозная часть интермедии исполняется как отдельная оркестровая миниатюра.
Этот текст исполняется Лебедь-птицей в начале интермедии:
(Гвидон спускается с берега в море. Из моря вылетает шмель, кружась около Лебедь-птицы.)
ЛЕБЕДЬ-ПТИЦА:
Ну, теперь, мой шмель, гуляй,
Судно в море догоняй,
Потихоньку опускайся,
В щель подальше забивайся.
Будь здоров, Гвидон, лети,
Только долго не гости!
(Шмель улетает.)
Хотя словосочетание «Полёт шмеля» не упоминается в нотном издании, за интерлюдией закрепилось именно такое название. По воле случая этот музыкальный отрывок не вошёл в оркестровую сюиту, которую композитор извлёк из оперы для концертов.
«Полёт шмеля» известен благодаря предельно быстрому темпу исполнения практически непрерывной последовательности шестнадцатых нот, при которой основной трудностью для музыканта является не высота или диапазон звуков, а чисто физическое умение исполнять ноты с высокой скоростью.
В оригинальной версии оперы особенно быстро исполняемые отрывки распределялись между двумя скрипачами в тандеме; спустя век после написания «Полёт» стал классической демонстрацией возможностей для солирующего виртуоза (вне зависимости от того, использует он скрипку или какой-либо другой музыкальный инструмент) и благодаря этому является самым известным в мире произведением композитора.
Будущий представитель эпохи барокко родился в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт.
В возрасте 9 лет умирает мать Иоганна Себастьяна, а через год из жизни уходит отец. К себе на воспитание мальчика берет старший брат, Иоганн Кристоф. Именно он и обучает его игре на органе и клавире по классическим образцам.
В то же время младший Бах также знакомится с творчеством современных модных композиторов. Предполагается, что еще в детстве Иоганн Себастьян обещает себе, что напишет музыку лучше. Так оно или нет, однако это выполняется – до сих пор история музыки делится на добаховскую и послебаховскую.
- Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои Ему предназначены, - признается сам композитор.
«Вечерка» предлагает вспомнить 3 наиболее значимых периода творческого пути великого немецкого композитора и послушать одни из самых значимых произведений Иоганна Себастьяна Баха.
1. 1708 год принято считать началом творческого пути Баха как сочинителя музыки.
В Веймаре Бах раскрывает свой многогранный талант: в качестве органиста, музыканта оркестровой капеллы, в которой приходится играть на скрипке и клавесине, а с 1714 года – в должности капельмейстера. В это время Бах экспериментирует в области светских музыкальных жанров. Он много сочиняет для органа, пишет пьесы для скрипки и клавесина, а также создает репертуар для капеллы.
Одновременно с этим Бах пишет кантаты. Здесь появляется первая светсткая кантата «Тешит меня лишь веселая охота».
Так, Веймар для Баха является особенно важным этапом. В этот период в основной области баховского искусства, в органной музыке, происходит расцвет и полная творческая зрелость: он создает токкату и фугу ре минор, прелюдию и фугу ля минор, прелюдию и фугу до минор и другие произведения.
[OBJ Токката ре минор]
2. 1717-1723 годы (Кётен) – Иоганн Себастьян Бах служит придворным капельмейстером при дворе князя Леопольда Ангальт-Кетенского. Здесь он пишет клавирную и оркестровую музыку. Именно в Кётене были созданы двухголосные и трехголосные инвенции, а также завершены 24 прелюдии и фуги (они составили первый том большого труда «Хорошо темперированный клавир»). В этот же период появляется и «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор.
[OBJ «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор]
3. 1723 -1750 годы – Лейпцигский период творчества. Иоганн Себастьян уже известный музыкант. Он подает на открывшуюся в Лейпциге вакансию кантора. Здесь он пишет «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», «Высокую мессу», «Рождественскую ораторию» и др. Однако этими произведениями остается недовольно начальство – музыку не признают «церковной» из-за отсутствия строгости и избытка красочности земной музыки. После этого конфликта Бах начинает писать инструментальную музыку. Окончательную отделку получает первый том прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира». Также появляется «Итальянский концерт» - этим сольным концертом Бах хочет подчеркнуть приоритет итальянцев в создании жанра концерта и выразить свое уважение к итальянскому инструментализму.
В последние годы жизни Бах все больше уходит в себя и пытается отгородиться от действительности. Последние произведения композитора – две серии полифонических пьес «Музыкальное приношение» и «Искусство для фуги». В них Иоганн Себастьян Бах демонстрирует технические возможности, полифоническую форму. Жизнь омрачает серьезная болезнь глаз. После неудачных операций великий композитор теряет зрение. Но и тогда он продолжает писать музыку, диктуя произведения для записи.
Объяснение:
3 пункта пути творчества И.С.БАХА
Полёт шмеля́» — оркестровая интермедия, написанная Николаем Римским-Корсаковым для его оперы «Сказка о царе Салтане», сочинённой в 1899—1900 годах. Интермедией заканчивается третий акт, в котором Лебедь-птица обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу (который не знает, что Гвидон жив).
В первой части интермедии имеется вокальная партия Лебедь-птицы, однако вокальная часть нередко при исполнении опускается, а виртуозная часть интермедии исполняется как отдельная оркестровая миниатюра.
Этот текст исполняется Лебедь-птицей в начале интермедии:
(Гвидон спускается с берега в море. Из моря вылетает шмель, кружась около Лебедь-птицы.)
ЛЕБЕДЬ-ПТИЦА:
Ну, теперь, мой шмель, гуляй,
Судно в море догоняй,
Потихоньку опускайся,
В щель подальше забивайся.
Будь здоров, Гвидон, лети,
Только долго не гости!
(Шмель улетает.)
Хотя словосочетание «Полёт шмеля» не упоминается в нотном издании, за интерлюдией закрепилось именно такое название. По воле случая этот музыкальный отрывок не вошёл в оркестровую сюиту, которую композитор извлёк из оперы для концертов.
«Полёт шмеля» известен благодаря предельно быстрому темпу исполнения практически непрерывной последовательности шестнадцатых нот, при которой основной трудностью для музыканта является не высота или диапазон звуков, а чисто физическое умение исполнять ноты с высокой скоростью.
В оригинальной версии оперы особенно быстро исполняемые отрывки распределялись между двумя скрипачами в тандеме; спустя век после написания «Полёт» стал классической демонстрацией возможностей для солирующего виртуоза (вне зависимости от того, использует он скрипку или какой-либо другой музыкальный инструмент) и благодаря этому является самым известным в мире произведением композитора.