События Крымской войны 1853 - 1856 гг., ее неудачи, поражение, несмотря на героические усилия русских солдат, обнажили кризис самодержавно-крепостнического строя, главного виновника отсталости страны, бедствий и страданий народа. По всей стране идут выступления крестьян, испытывающих гнет и эксплуатацию крепостников-помещиков, главным среди которых был сам царь. Начиная с 1850 г. бунты и возмущения принимают угрожающий для существующего строя размах. В России назревала революционная ситуация. Всюду спорили, везде говорили о политике, о настоящем и будущем России. Необходимость социальных реформ, социального обновления стала очевидной для правящих кругов. Наконец 19 февраля 1861 г. Александр II издал указ об отмене ненавистного народу крепостного права. Оживилась и художественная жизнь России. Появились горячие ниспровергатели старых принципов и правил в искусстве. Представители нового метода в искусстве - критического реализма, распространившегося в России во второй половине XIX века, призывали бороться с угнетением и деспотизмом, с безнравственностью современного им социального строя. Громовым ударом прозвучала в 1855 г. диссертация Н. Г. Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности", где отрицалось превосходство искусства над жизнью и были сформулированы основные требования нового поколения к искусству. Поколение борцов-революционеров, живших мечтой о переустройстве мира, видело смысл искусства не в восполнении недостатка прекрасного в жизни, а в отражении самой жизни во всей широте и многогранности ее проявлений. Вторая половина XIX века в России - время расцвета музыки, литературы и живописи. Эти виды искусства наиболее полно и последовательно выразили основные требования и вкусы эпохи. Это было время высшего расцвета критического реализма. Музыка В России возникают два музыкальных центра. Один из них находится в Петербурге, другой - в Москве. В Петербурге возникло движение композиторов, которое получило название "Могучая кучка". «…сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов"(6, с.74) - так однажды написал о них Стасов. И с той поры за этим творческим содружеством навсегда закрепилось название "Могучая кучка". В нее входило пять композиторов, из которых только один являлся профессиональным музыкантом - М.А.Балакирев. Н.А.Римский-Корсаков был профессиональным военным (морским офицером), А.П.Бородин - профессором химии, сделавший более 30 открытий в этой области, М.П.Мусоргский - медицинским прапорщиком, а Ц.А.Кюи генералом-фортификатором. Душой и вдохновителем этого музыкального кружка был критик В.Стасов. Эта школа более новаторская – ориентировалась, с одной стороны, на принципы «народности» (отражение в музыке проблематики национальной истории, психологии, фольклора) и «реальности» (отказ, в определенной мере, от классических норм, поиск принципиально нового национально определенного языка), а с другой, на достижения современной западноевропейской музыки. Основными жанрами были опера, преимущественно на русские сюжеты, симфонизм программного, жанрового типа, а также романсовый жанр в самых разнообразных его трактовках. Еще одна примечательная черта петербургской школы – тяготение к образам Востока, условного и реального, исторического и этнографического. Композиторов связывала тесная дружба. Вместе обсуждали они свои новые сочинения, вместе разбирали лучшие произведения русской и европейской музыки. Особенно ценили Глинку, Даргомыжского, Бетховена, Шумана, Берлиоза, Листа. В 1862 году усилиями «Могучей кучки» была открыта Бесплатная музыкальная школа. Они стремились привлечь в нее как можно больше талантливых людей из народа. В концертах, которые давали при школе исполнялись выдающиеся сочинения русских и западных композиторов.(9,6) Деятельность композиторов "Могучей кучки" - одна из самых славных страниц истории музыкального искусства. Их творчество и передовые идеи оказали сильное влияние на развитие не только отечественной, но и зарубежной музыки. Другой центр музыкального искусства - московская школа во главе с П.И. Чайковским, к которой относятся его ученик С.И. Танеев и ученики Танеева - С.В. Рахманинов и А.Н. Скрябин. Для этой школы характерно преимущественное внимание к лирическим и драматическим темам, к воплощению внутреннего мира человека.
Сочинение на тему «Эмоциональное построение В. А. Жуковского «Лесной царь»
В. Жуковского «Лесной царь» на протяжении всего сюжета, начиная с первой строки, держит читателя в напряжении. Идет описание природы, вызывающее тревожное чувство: «под хладною мглой». Дальше поэт выводит образы отца и маленького сына, одиноко скачущих на коне. Чувствуется, что в их поездке есть какая-то необходимость. Фраза: «к отцу, весь издрогнув, малютка приник», смутно сообщает о неблагополучии, страхе ребенка.
Затем автор вводит образ Лесного царя, к которому испытываешь противоречивые чувства. С одной стороны - это интересный сказочный персонаж, который живет в необыкновенном царстве, богатства которого В. А. Жуковский описывает с большим мастерством. Читая о изысканных сокровищах Лесного царя, вместе с поэтом погружаешься в мир, насыщенный чувствами и красотой. Образ лешего, на которого похож Лесной царь, не настолько таинственен и фантастичен, он, более земной и природный. А образ, взятый из датских преданий, сложный и собирательный, он дополнен яркими красками. Глаза его, сверкнувшие на мальчика, с одной стороны, заинтересовывают и манят, напоминая звезды. А, с другой стороны, настораживают и пугают, напоминая светящиеся глаза злых лесных духов, страшных ночных птиц.
Лесной дух начинает звать мальчика к себе. В этом моменте уже явно чувствуется неблагополучие. Первоначальное напряжение переходит в конкретное сопереживание ребенку и его отцу. Уже понятно, что они изо всех сил пытаются от беды. Резкое негодование вызывают слова царя о том, что мальчик ему приглянулся своей красотой, и поэтому Лесной царь хочет разлучить его с отцом, увести из реального мира в мир фантастический. Он заманивает ребенка, который от страха все сильнее прижимается к отцу. Кульминация неожиданна, заканчивается трагически - смертью ребенка. Не верится в такой конец, хочется, чтобы добро победило зло, как заканчиваются сказки. Но не всегда так бывает в жизни.
Оживилась и художественная жизнь России. Появились горячие ниспровергатели старых принципов и правил в искусстве. Представители нового метода в искусстве - критического реализма, распространившегося в России во второй половине XIX века, призывали бороться с угнетением и деспотизмом, с безнравственностью современного им социального строя. Громовым ударом прозвучала в 1855 г. диссертация Н. Г. Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности", где отрицалось превосходство искусства над жизнью и были сформулированы основные требования нового поколения к искусству. Поколение борцов-революционеров, живших мечтой о переустройстве мира, видело смысл искусства не в восполнении недостатка прекрасного в жизни, а в отражении самой жизни во всей широте и многогранности ее проявлений.
Вторая половина XIX века в России - время расцвета музыки, литературы и живописи. Эти виды искусства наиболее полно и последовательно выразили основные требования и вкусы эпохи. Это было время высшего расцвета критического реализма.
Музыка
В России возникают два музыкальных центра. Один из них находится в Петербурге, другой - в Москве.
В Петербурге возникло движение композиторов, которое получило название "Могучая кучка".
«…сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов"(6, с.74) - так однажды написал о них Стасов. И с той поры за этим творческим содружеством навсегда закрепилось название "Могучая кучка". В нее входило пять композиторов, из которых только один являлся профессиональным музыкантом - М.А.Балакирев. Н.А.Римский-Корсаков был профессиональным военным (морским офицером), А.П.Бородин - профессором химии, сделавший более 30 открытий в этой области, М.П.Мусоргский - медицинским прапорщиком, а Ц.А.Кюи генералом-фортификатором. Душой и вдохновителем этого музыкального кружка был критик В.Стасов.
Эта школа более новаторская – ориентировалась, с одной стороны, на принципы «народности» (отражение в музыке проблематики национальной истории, психологии, фольклора) и «реальности» (отказ, в определенной мере, от классических норм, поиск принципиально нового национально определенного языка), а с другой, на достижения современной западноевропейской музыки. Основными жанрами были опера, преимущественно на русские сюжеты, симфонизм программного, жанрового типа, а также романсовый жанр в самых разнообразных его трактовках. Еще одна примечательная черта петербургской школы – тяготение к образам Востока, условного и реального, исторического и этнографического.
Композиторов связывала тесная дружба. Вместе обсуждали они свои новые сочинения, вместе разбирали лучшие произведения русской и европейской музыки. Особенно ценили Глинку, Даргомыжского, Бетховена, Шумана, Берлиоза, Листа.
В 1862 году усилиями «Могучей кучки» была открыта Бесплатная музыкальная школа. Они стремились привлечь в нее как можно больше талантливых людей из народа. В концертах, которые давали при школе исполнялись выдающиеся сочинения русских и западных композиторов.(9,6)
Деятельность композиторов "Могучей кучки" - одна из самых славных страниц истории музыкального искусства. Их творчество и передовые идеи оказали сильное влияние на развитие не только отечественной, но и зарубежной музыки.
Другой центр музыкального искусства - московская школа во главе с П.И. Чайковским, к которой относятся его ученик С.И. Танеев и ученики Танеева - С.В. Рахманинов и А.Н. Скрябин. Для этой школы характерно преимущественное внимание к лирическим и драматическим темам, к воплощению внутреннего мира человека.
Сочинение на тему «Эмоциональное построение В. А. Жуковского «Лесной царь»
В. Жуковского «Лесной царь» на протяжении всего сюжета, начиная с первой строки, держит читателя в напряжении. Идет описание природы, вызывающее тревожное чувство: «под хладною мглой». Дальше поэт выводит образы отца и маленького сына, одиноко скачущих на коне. Чувствуется, что в их поездке есть какая-то необходимость. Фраза: «к отцу, весь издрогнув, малютка приник», смутно сообщает о неблагополучии, страхе ребенка.
Затем автор вводит образ Лесного царя, к которому испытываешь противоречивые чувства. С одной стороны - это интересный сказочный персонаж, который живет в необыкновенном царстве, богатства которого В. А. Жуковский описывает с большим мастерством. Читая о изысканных сокровищах Лесного царя, вместе с поэтом погружаешься в мир, насыщенный чувствами и красотой. Образ лешего, на которого похож Лесной царь, не настолько таинственен и фантастичен, он, более земной и природный. А образ, взятый из датских преданий, сложный и собирательный, он дополнен яркими красками. Глаза его, сверкнувшие на мальчика, с одной стороны, заинтересовывают и манят, напоминая звезды. А, с другой стороны, настораживают и пугают, напоминая светящиеся глаза злых лесных духов, страшных ночных птиц.
Лесной дух начинает звать мальчика к себе. В этом моменте уже явно чувствуется неблагополучие. Первоначальное напряжение переходит в конкретное сопереживание ребенку и его отцу. Уже понятно, что они изо всех сил пытаются от беды. Резкое негодование вызывают слова царя о том, что мальчик ему приглянулся своей красотой, и поэтому Лесной царь хочет разлучить его с отцом, увести из реального мира в мир фантастический. Он заманивает ребенка, который от страха все сильнее прижимается к отцу. Кульминация неожиданна, заканчивается трагически - смертью ребенка. Не верится в такой конец, хочется, чтобы добро победило зло, как заканчиваются сказки. Но не всегда так бывает в жизни.