Тест по биографии и творчеству Д. Шостаковича 1. Годы жизни Шостаковича
а) 1906 – 1985
б) 1915 – 1990
в) 1906 – 1975
2. Где родился Д.Шостакович
а) Москва
в) Петербург
б) Самара
3. Отец композитора был
а) инженером-химиком
б) писателем
в) художником
4. Мать композитора была
а) пианисткой и педагогом
б) артисткой
в) певицей
5.С какими историческими событиями совпало детство
Д. Шостаковича
а) «Русские сезоны» в Париже
б) Первая империалистическая война
в) Октябрьская социалистическая революция
6. В каком возрасте было написано 1-е произведение
а) 9 лет
б) 12 лет
в) 15 лет
7. В каком возрасте композитор поступил в Петроградскую консерваторию
а) 18 лет
б) 13 лет
в) 15 лет
8. На каких факультетах учился Д. Шостакович
а) фортепиано и скрипка
б) композиция и фортепиано
в) скрипка и вокал
9. Какое произведение стало его дипломной работой
а) Опера «Леди Макбет Мценского уезда»
б) «Ленинградская» симфония
в) Симфония №1
10. Кем работал Дмитрий Шостакович в начале своего творческого пути
а) тапером
б) дирижером
в) режиссером
11. «Песня о встречном» на короткое время стала гимном
а) СССР
б) Организации объединённых наций
в) Петроградской консерватории
12. Как называлась критическая статья на оперу «Леди Макбет Мценского уезда»
А) Балетный сумбур
Б) Оперная фальшь
В) Сумбур вместо музыки
13. Статья в газете «Правда» «Балетная фальшь» подвергла резкой критике балет
Д. Шостаковича
а) «Светлый ручей»
б) «Болт»
в) «Золотой век»
14. Какое произведение было охарактеризовано в советской печати как «творческий ответ художника на справедливую критику»
а) опера «Нос»
б) Пятая симфония
в) Первый струнный квартет
15. Главный жанр творчества Д. Д. Шостаковича
а) опера
б) оратория
в) симфонические произведения
16. Сколько симфоний написал Д.Шостакович
а) 9
б) 15
в) 13
17. Название знаменитой Седьмой симфонии Д.Шостаковича
а) «Первомайская»
б) «Ленинградская»
в) «1917»
18. Первое исполнение 7 симфонии
А) 1941 Ленинград
Б) 1942 Куйбышев
В) 1943 Москва
19. Форма «Эпизода нашествия»
а) сложная трёхчастная
б) рондо
в) остинатные вариации
20. Сколько вариаций в теме нашествия
а) 9
б) 11
в) 15
21. В каком году вышло постановление об опере Мурадели «Вечная дружба»
а) 1943
б) 1948
в) 1975
22. Какое наказание Шостакович получил за формализм
а) его произведения перестали публиковать
б) была издана статья с критикой
в) уволили из консерватории
23. В каком году вышло Партийное постановление «Об исправлении ошибок в оценке творчества ведущих советских композиторов», которое реабилитировало «формалиста» Д. Шостаковича
а) 1955
б) 1958
в) 1953
24. Д. Шостакович умер
а) 1975 Москва
б) 1980 Ленинград
в)1969 Петербург
25. Кому принадлежат эти слова: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать»
а) С. В. Рахманинову
б) Д. Д. Шостаковичу
в) С. С. Прокофьеву
ответ на 1 во В том же 1964 году первым из
композиторов написал кантату на стихи Б. Пастернака «Снег идёт», в которой всего на двух нотах нарисовал завораживающую музыкальную картину тихого снегопада за окном. Картины ушедшей в историю России, лирический образ её старины воссозданы композитором во фрагменте «Поёт зима» из Поэмы памяти С. Есенина.
Почему он певец россии :
Музыка композитора долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный национальный характер.
"Ромео и Джульетта" Чайковского - это первое обращение композитора к творческому наследию великого английского драматурга. Примечательно, что увертюра "Ромео и Джульетта" не только открывает шекспировскую линию в творчестве Чайковского, но и является началом целой серии творческих замыслов композитора на этот сюжет. Причем, если увертюра была создана в самом начале его творческого пути, то последним обращением к этой трагедии Шекспира была попытка Чайковского написать оперу в последний год его жизни. Результатом чего остался эскиз дуэта "Ромео и Джульетты", завершенный С. И. Танеевым.
Сочинения Шекспира получили в России широкое рас его пьесы ставились в столичных и провинциальных театрах, неоднократно переводились на русский язык (Н. И. Гнедич, М. П. Вронченко, Н. А. Полевой, А. И. Кронеберг, А. В. Дружинин, А. А. Григорьева, П. И. Вейнберг и др.). Создания Шекспира явились первоисточником множества музыкальных интерпретаций. Чайковский отлично знал шекспировское творчество, восторженно отзывался о многих произведениях драматурга ("Ромео и Джульетта", "Сон в летнюю ночь", "Генрих IV" и др.), смотрел их в русских и зарубежных театрах, цитировал в письмах афористичные формулы из них, относил Шекспира к величайшим проявлениям человеческого гения, ставя его в один ряд с Гомером, Данте, Рафаэлем, В. А. Моцартом, Л. Бетховеном, А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем и др.
В библиотеке Чайковского было представлено Полное собрание драматических произведений Шекспира в переводах русских писателей, а также издания отдельных произведений; в разных книгах имеются пометки композитора. Приступая к изучению английского языка, он подчеркивал: "... прочесть Шекспира, Диккенса, Теккерея в подлиннике - это будет услада моей стареющейся жизни" .
С музыкальной точки зрения его больше всего влекла "Ромео и Джульетта" (1595)
Особенностью появления этого сюжета в композиторской судьбе Чайковского является тот факт, что он появился в поле зрения Петра Ильича по предложению композитора М. А. Балакирева, который достаточно настойчиво уговаривал Чайковского написать на него симфоническое произведение. Он разработал программу и даже предложил план изложения музыкального материала. Парадокс заключался в том, что предложенный или, точнее сказать, навязанный извне сюжет стал для Чайковского сюжетом на всю жизнь.