Тест по теме: Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
1. Кто написал музыку увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» а) П.И.Чайковский б) С.С.Прокофьев в) М.П. Мусоргский
2. К какому жанру относится произведение Чайковского «Ромео и Джульетта»? а) опера б) балет в) увертюра-фантазия
3. Фамилия английского поэта, который считается одним из лучших драматургов мира, и произведение которого лежит в основе увертюры-фантазии П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта»: а) Р. Бёрнс б) Дж. Байрон в) У. Шекспир
4. Впишите пропущенное слово: «Нет повестина свете, чем повесть о Ромео и Джульетте».
5. Какие три главные темы развиваются в увертюре Чайковского «Ромео и Джульетта»? Сопоставьте главные образы трагедии с действующими лицами (соедините линиями):
Образ Добра Ромео и Джульетта
Образ Вражды Патер Лоренцо
Образ Любви Монтекки и Капулетти
6. Закончите утверждение: (выберите правильный ответ и допишите)
«Главная идея сюжета увертюры – любовь »
(всему голова, побеждает смерть, подвластна смерти)
7. Расставьте в правильной очерёдности разделы сонатной формы, использованные в увертюре-фантазии П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта»: - (расставьте цифры по порядку или напишите слова по порядку)
Разработка___
Кода___
Экспозиция___
Реприза___
Вступление___
8. Какой образ развивается во вступлении увертюры-фантазии?
а) Образ монаха Лоренцо б) образ Вражды в) образ Любви
9. В какой части сонатной формы происходит показ двух основных тем: - темы Вражды и темы Любви?
10. В каком фрагменте увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» мы узнаем о гибели главных героев?
Слушая светлую и веселую музыку «Зимнего костра», звонкий разлив ее мелодий, трудно представить себе, что она написана тяжело больным композитором. Прокофьев обладал удивительной отвлекаться от личных обстоятельств, и они никак не повлияли на характер создававшейся в ту пору музыки.
В «Зимнем костре» вновь проявилась щедрость мелодического дара Прокофьева. Ясные по настроению, свежие по интонациям мелодии звучат в каждой из восьми частей сюиты. Как и в других своих произведениях, композитор стремился избежать мелодических штампов, и в его музыке не найти ставших привычными оборотов детских песен. Он ищет и находит оригинальные интонации, достигая нужного результата введением нескольких штрихов - неожиданными, но всегда естественными поворотами мелодии, захватом широких регистров и т. д. Истоки этого стиля в более ранних находках самого Прокофьева можно увидеть, в частности, в сказке «Петя и волк». Конечно, новизна тематики определила многие черты мелодики «Зимнего костра», в которой есть отзвуки интонаций массовой песни. Но как смело и интересно они использованы, какой большой путь композитор от первых опытов в этом жанре, относящихся к середине 30-х годов!
"Зимний костёр"- это сюита для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра на слова С. Маршака,сочинение 122,(1949),(премьера - 19 декабря 1950, Москва, под упр. С. Самосуда)
Cюита "Зимний костёр"(без чтецов и хора)
Симфонический оркестр Приморского театра оперы и балета.
Дирижёр Антон Лубченко.
1 Отъезд
2 Снег за окном
3 Вальс на льду
4 Костёр
5 Пионерский сбор
6 Зиний вечер
7 Походный марш
8 Возвращение
Своеобразен, при всей простоте, и гармонический язык сюиты. Что касается оркестровки, то она отличается прозрачностью и изяществом мелодически насыщенных подголосков. Словом, музыкальный язык «Зимнего костра» доступен для детской аудитории, к которой это произведение обращено больше, чем «Петя и волк».
В «Зимнем костре» восемь частей, чередующихся с интермедиями чтеца. Все части, за исключением пятой, в которой участвует детский хор, написаны для оркестра. Хотя самый текст и предрасполагал композитора к иллюстративности, но он предпочел обобщенность музыкальных картин, в которых есть самостоятельный интерес, независимо от ассоциаций, возникающих при слушании чтеца.
Два самых больших номера сюиты - первый («Отъезд») и третий («Вальс на льду»), могут послужить примером прокофьевского понимания жанра «легкой» музыки. Сколько изящества и тонкого юмора в его произведении, захватывающем свежестью уже с начальной фразы валторн!
В «Отъезде» мелодия звучит на фоне непрерывного движения сначала восьмушками, а затем - шестнадцатыми. Фактура интересно варьируется, оживляется введением новых элементов. В «Вальсе на льду» Прокофьевым использованы традиционные ритмоформулы, но они насыщены новыми интонациями. Светлая, лирическая музыка «Вальса на льду» - едва ли не самая впечатляющая часть «Зимнего костра».
В «Пионерском сборе» на первый план выступает хоровая песня, написанная во свойственной Прокофьеву самостоятельной трактовке жанра. Ее мелодия типична и для советской детской песни, и для самого Прокофьева. Она увлекает ритмической упругостью, особенно в размашистой фразе на словах «Наш костер гудит, бушуя, сыплет искры головня». Это живая и веселая пионерская песня, которая может стать в один ряд с лучшими образцами этого жанра.
Другие номера сюиты также отличаются лирической свежестью. Запоминаются мелодия гобоя, начинающая вторую часть («Снег за окном»), ясный запев шестой части («Зимний вечер») и другие эпизоды, отмеченные тонкостью вкуса и мастерства.
Родина гитары неизвестна. Предполагают, что возникла она в Древней Греции, но вторую родину обрела в Испании, где уже в VIII - IX веках получила широчайшее распространение.