Tim: What shall we get Dad for his birthday? He's 40!
Sara: No idea. Let's ask him.
Tim: No, if we ask him, he 2
will know
3
Sara: Yes, but if he 5
6
1
what his present is. That's boring. If we
him a surprise, I don't
know-it 4
more fun!
us, we
him something he
doesn't like.
Tim: Well, we could ask Mum, she'll know!
Sara: OK, good idea! If you?
to
her now, I don't think Dad 8
you. But whisper!
Tim: Don't be silly! If 1
he
something mysterious is
going on, don't you think?
10
изобразительное искусство ленинграда никогда не достигало такой мощной социально- политической значимости, как это имело место в дни блокады.[2] во время блокады в ленинграде работали многие художники, только одних членов сх насчитывалось около ста человек[3] художникам пришлось работать по маскировке военных объектов, по эвакуации музейных ценностей, и маскировке монументальной скульптуры. самый знаменитый из памятников, — памятник петру великому, — «медный всадник» было решено оставить на месте, защитив его и засыпав песком.[4] художников работали также по созданию музея героической обороны ленинграда, решение создать который было принято осенью 1943 г. музей был открыт в мае 1944 года, и в 1953 году был расформирован, в результате сфабрикованного « ленинградского дела», но экспонаты музея были сохранены.[5]
многие художники напрямую последовали указаниям, исходящим от обкома вкп (б) и фронта, призывавших «к штыку приравнять перо», и превращали своё искусство в могучий агитационный ресурс.[6] живописные работы, написанные в блокаду, далеко не так многочисленны, как графические произведения. к батальной живописи относятся многочисленные произведения, созданные в это время живописцами по заказам лссх, изображающие эпизоды сражений, имевших место в ходе битвы за ленинград, события происходящие на фронте, боевые действия партизан, и также поднятая тема героизма защитников города. официальные заказы художники получали на написание «военных портретов», при этом многие бойцы приезжали позировать прямо с фронта, получая короткий отпуск. другими заказами становились портреты стахановцев и трудовая жизнь горожан, много реже — события военной . произведения воспевали стойкость и мужество защитников города, несли в себе обещание победы. среди художников, работавших в этом направлении, наиболее известными были в. а. серов, г. с. верейский, и. а. серебряный, н. пильшиков, в. а. власов, в. и. курдов, и многие другие мастера. серия из 24-х литографических работ а. ф. пахомова «ленинградская летопись», законченная в 1947 году, после войны была удостоена государственной премии.[7]
с начала блокады самым востребованным и массовым видом искусства становится плакат; одним из самых первых плакатов, появившихся в городе, был сделан в. в. лебедевым, в прошлом, известным мастером этого жанра, в 1919—1920 годах работавшего над серией плакатов «петроградские окна роста».[8] в начале войны над плакатом работало не более пяти человек, тогда как к августу число плакатистов подошло к пятидесяти, они работали в возобновлённых «окнах тасс» и для объединения «боевой карандаш». плакаты имели сильное воздействие, взывая к прохожим со стен: «смерть детоубийцам», «уничтожить чудовище». кроме листков «боевого карандаша» и плакатов, большими тиражами выпускались лубки, открытки, и портреты героев войны .[9] открытки, выходившие тиражами до 25 тысяч, посвящены были военной теме.[10] в военные годы в блокадном ленинграде книжные графики не могли найти работы, деятельность большинства издательств была почти парализована.[11] , так что открытки стали доя них прежде всего, возможным источником заработка. блокадная жизнь отражалась, однако, и в этих сюжетах — темой для открытки могла стать «женщина, вяжущая рукавицы для бойцов».
всё время блокады шла активная выставочная деятельность, первая выставка была открыта 2 января 1942 года.[12] блокадные выставки, до 1944 года, были малопосещаемыми (человек 15-18 в день)[13], в том числе и не только по причине того, что на первом месте у людей стояли вопросы выживания. тематические картины писали художники социалистического реализма, который, в отличие от «критического» реализма 19 века, критики не предусматривал.[14] " во время войны н. н. пунин сравнивал с оружием средства воздействия искусства. нельзя вести военные действия оружием прошлого… были и заказы. это были так называемые тематические картины. и был контингент, который легко выполнял эти заказы, их художники называли картинщиками. они работали на всё более нетребовательный вкус начальства. обладая определённым, но довольно ремесленным мастерством, они наполняли выставки своей продукцией, от которой человеку, желавших видеть подлинную живопись, становилось тошно… что-то мёртвое, замороженное смотрело со стен выставок в петербурге … причём этот процесс не останавливался. на выставках всё становилось всё более и более серым.. "[15]
творческие позиции ленинградских художников разделялись.
уже в конце 1930-х годов в соцреализме «реставрируется» академическая иерархия жанров, художники обращаются прямо к власти (в официальных полотнах) или к коллегам (решая пластические проблемы в портретах и в натюрмортах) .[16] в блокадном искусстве стали работы, представляющие пейзаж и бытовой жанр.
блокада ленинграда — одна из самых трагических страниц в великой отечественной войны. блокада длилась 872 дня, начиная с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. бомбёжки и голод унесли жизни от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. однако, несмотря на это, жители города на неве продолжали вести культурную жизнь.
в эти тяжёлые для города времена продолжали работать театры и кинотеатры, радио и библиотеки, была открыта городская филармония. продолжали творить поэты, писатели, музыканты и художники. в это время создавали свои произведения такие писатели и поэты, как ю. воронов, о. тихонов, а. молчанов, в. рождественский и, конечно же, ольга фёдоровна берггольц, стихи которой стали настоящим символом блокадного ленинграда.
не прекращали свою деятельность и художники, которые оказались в городе, полностью окружённом фашистами и их союзниками — финскими и испанскими войсками, добровольцами из северной африки, европы и италии. конечно, бомбёжки, обстрелы, сильный голод и холод, смерти тысяч людей сказались на творчестве художников. в их картинах и иллюстрациях виден весть тот ужас, что пришлось пережить людям. вымерший город, пустынные улицы с редкими прохожими, тёмные громады домов, которые ещё больше подчёркивают смертельную опасность, нависшую над каждым жителем ленинграда. но, несмотря на страшный голод и зимний холод, художники продолжали работать.
без света и тепла, используя последние остатки красок, они работали с таким упорством, будто точно знали, что ленинград фашистам не взять, и рано или поздно воины-освободители прогонят гитлеровцев и подарят людям новую жизнь. художники и писатели, музыканты и актёры не ошиблись в своих ожиданиях и теперь их имена остались навсегда в российской и мировой , как имена героев, совершивших истинный подвиг во имя искусства и мира.