Литература в музыке: 10 знаменитых опер, в основу которых легли произведения известных писателей.
20 июля 2019
4,6 тыс. дочитываний
2 мин.
Литература в музыке: 10 знаменитых опер, в основу которых легли произведения известных писателей.
"Музыка - это разум, воплощённый в прекрасных звуках" - писал И. Тургенев. И ведь действительно, как много может передать нам музыка, особенно если речь идёт об опере. Порой разнообразие характеров персонажей, их чувства, мысли, эмоции воспринимаются нами наиболее ярко в музыкальных творениях нежели в литературных источниках. Итак, вашему вниманию представлены 10 самых популярных опер, в основу которых легли литературные произведения.
1. Пётр Ильич Чайковский - "Евгений Онегин"
Литература в музыке: 10 знаменитых опер, в основу которых легли произведения известных писателей.
"Евгений Онегин" П.И. Чайковского поистине считается брильянтом оперного искусства. Написанная в 1878 году опера по-прежнему не сходит со сцен мировых оперных театров и находит отклик в сердцах слушателей. В основу сюжета легла история любви, описанная А.С. Пушкиным в его романе в стихах "Евгений Онегин". Однако Пётр Ильич не сразу осмелился взять в качестве сюжета оперы произведение великого русского писателя. По-началу он говорил, что "Онегин - святая книга", к которой он не осмелится прикоснуться. Однако, через некоторое время, идея его захватила, и он взялся за перо. Меньше, чем через год, а именно в 20 января 1878 года, опера была закончена. Премьера состоялась в марте этого же года в Малом театре в Москве.
2. Джузеппе Верди - "Травиата"
Литература в музыке: 10 знаменитых опер, в основу которых легли произведения известных писателей.
Ещё одна опера, сюжет которой актуален по сей день. История любви с трагическим концом, которая не оставит никого равнодушным. В основу "Травиаты" лёг роман Александра Дюма-сына "Дама с камелиями". Несмотря на колоссальный труд Джузеппе Верди, премьера с треском провалилась. Зрители не были готовы увидеть в качестве главной героини куртизанку. Однако композитор не отчаялся и пророчил опере грандиозный успех. И не ошибся. Опера по сей день востребована и ставится во всех театрах мира.
3. Джордж Бизе - "Кармен"
Литература в музыке: 10 знаменитых опер, в основу которых легли произведения известных писателей.
Кто не слышал великолепную Хабанеру! Наверняка она у каждого на слуху. Именно эта музыка звучит в пятой сцене первого действия оперы "Кармен". Самая известнейшая опера Джорджа Бизе, которая остаётся любима слушателями и по сей день. Сюжет был взять из одноимённой новеллы Проспера Мериме "Кармен". Главная героиня - жгучая цыганка, жаждущая жизни, Хозе - офицер, который рискнул всем, чтобы пойти за Кармен на край света. Ещё одна история любви, которая вызывает у слушателя бурю эмоций.
4. Пётр Ильич Чайковский - "Пиковая дама".
Литература в музыке: 10 знаменитых опер, в основу которых легли произведения известных писателей.
Мистическая и в то же время захватывающая дух опера. Снова творение Петра Ильича Чайковского и снова в качестве сюжета было взято бессмертное произведение Александра Сергеевича Пушкина - на этот раз одноименная повесть "Пиковая дама". Трагическая история любви невинной девушки и страстного офицера, который стал жертвой карточных игр. Это произведение считается вершиной творчества оперной драматургии Чайковского, ведь по глубине и силе переживаний, мощи человеческих чувств ему нет равных.
5. Модест Петрович Мусоргский "Борис Годунов".
Литература в музыке: 10 знаменитых опер, в основу которых легли произведения известных писателей.
"Борис Годунов" Модеста Мусоргского нашёл своё место в истории музыки. В основу оперы положено гениальное творение Александра Сергеевича Пушкина. В нём показана не столько трагедия совести, сколько взаимоотношение царя с народом. Мусоргский усиливает роль народа, сделав его главным героем. Опера показывает перемену отношения простых людей к Борису и царской власти. От равнодушия при избрании царя, через осуждение его Юродивым, к открытому восстанию.
6. Сергей Прокофьев "Война и мир".
Литература в музыке: 10 знаменитых опер, в основу которых легли произведения известных писателей.
Великолепная музыка Сергея Прокофьева звучит в опере "Война и мир", в основе которой лежит легендарный роман-эпопея Льва Николаевича Толстого. Написать оперу на сюжет творения Толстого было довольно смелы решением, однако Прокофьеву удалось мастерски воплотить идею и достигнуть своей цели, создав поистине грандиозный спектакль.
С минорной гаммой все достаточно По принципу определения тональностей (квинто-квартовый круг) она является параллельным минором к гамме си-мажор и содержит пять ключевых знаков, рас на всю гамму. Это диезные знаки фа/до/соль/ре/ля (стандартная последовательность).
Как положено в данном случае, от ноты соль-диез строятся три основных минорных лада: натуральный, гармонический и мелодический минор. В соответствии с правилами сольфеджио и гармонии музыки, в гармоническом миноре повышенной на полтона является седьмая ступень (F# (фа-диез) до одноименного дубль-диеза (F##)). В мелодическом миноре при игре гаммы вверх на полтона повышаются шестая и седьмая ступени (для ми это обычный диез (E#), для фа – двойной (дубль) диез (F##)), а при прохождении гаммы вниз повышения на полтона отменяются.
Гамма соль-диез мажор
С мажорной тональностью дело обстоит не так Дело в том, что как уже было сказано выше, эта тональность в музыке практически не используется и заменяется на энгармоническую (равную по звучанию).
В данном случае это обычный ля-бемоль мажор. В нем и со знаками все проще.
Но отдельно остановимся именно на мажорной гамме, построенной от ноты соль-диез. В принципе, ее можно сравнить с обычным соль-мажором, в котором все ноты повышены на полтона.
Следуя правилу добавления диезов или определения тональности по знакам при ключе, можно было бы определить диезный порядок следующим образом: обычный порядок от фа до си, а потом снова повышение на полтона, но уже фа-диеза. Таким образом, получается, что при ключе должен содержаться фа-дубль-диез.
Понятно, что дубль-диезы при ключе используются крайне редко. Тем не менее, говоря о такой сложной гамме, знаки при ключе можно построить в таком порядке: фа-дубль-диез, а дальше обычная последовательность от ноты до до ноты си. Как видим, мороки со знаками достаточно много. Именно поэтому намного проще использовать энгармонический бемольный мажор, ведь по своему звучанию ноты соль-диез и ля-бемоль абсолютно равнозначны.
То же самое касается и параллельного ми-диез минора. Он встречается практически только в теоретическом курсе сольфеджио.
Литература в музыке: 10 знаменитых опер, в основу которых легли произведения известных писателей.
20 июля 2019
4,6 тыс. дочитываний
2 мин.
Литература в музыке: 10 знаменитых опер, в основу которых легли произведения известных писателей.
"Музыка - это разум, воплощённый в прекрасных звуках" - писал И. Тургенев. И ведь действительно, как много может передать нам музыка, особенно если речь идёт об опере. Порой разнообразие характеров персонажей, их чувства, мысли, эмоции воспринимаются нами наиболее ярко в музыкальных творениях нежели в литературных источниках. Итак, вашему вниманию представлены 10 самых популярных опер, в основу которых легли литературные произведения.
1. Пётр Ильич Чайковский - "Евгений Онегин"
Литература в музыке: 10 знаменитых опер, в основу которых легли произведения известных писателей.
"Евгений Онегин" П.И. Чайковского поистине считается брильянтом оперного искусства. Написанная в 1878 году опера по-прежнему не сходит со сцен мировых оперных театров и находит отклик в сердцах слушателей. В основу сюжета легла история любви, описанная А.С. Пушкиным в его романе в стихах "Евгений Онегин". Однако Пётр Ильич не сразу осмелился взять в качестве сюжета оперы произведение великого русского писателя. По-началу он говорил, что "Онегин - святая книга", к которой он не осмелится прикоснуться. Однако, через некоторое время, идея его захватила, и он взялся за перо. Меньше, чем через год, а именно в 20 января 1878 года, опера была закончена. Премьера состоялась в марте этого же года в Малом театре в Москве.
2. Джузеппе Верди - "Травиата"
Литература в музыке: 10 знаменитых опер, в основу которых легли произведения известных писателей.
Ещё одна опера, сюжет которой актуален по сей день. История любви с трагическим концом, которая не оставит никого равнодушным. В основу "Травиаты" лёг роман Александра Дюма-сына "Дама с камелиями". Несмотря на колоссальный труд Джузеппе Верди, премьера с треском провалилась. Зрители не были готовы увидеть в качестве главной героини куртизанку. Однако композитор не отчаялся и пророчил опере грандиозный успех. И не ошибся. Опера по сей день востребована и ставится во всех театрах мира.
3. Джордж Бизе - "Кармен"
Литература в музыке: 10 знаменитых опер, в основу которых легли произведения известных писателей.
Кто не слышал великолепную Хабанеру! Наверняка она у каждого на слуху. Именно эта музыка звучит в пятой сцене первого действия оперы "Кармен". Самая известнейшая опера Джорджа Бизе, которая остаётся любима слушателями и по сей день. Сюжет был взять из одноимённой новеллы Проспера Мериме "Кармен". Главная героиня - жгучая цыганка, жаждущая жизни, Хозе - офицер, который рискнул всем, чтобы пойти за Кармен на край света. Ещё одна история любви, которая вызывает у слушателя бурю эмоций.
4. Пётр Ильич Чайковский - "Пиковая дама".
Литература в музыке: 10 знаменитых опер, в основу которых легли произведения известных писателей.
Мистическая и в то же время захватывающая дух опера. Снова творение Петра Ильича Чайковского и снова в качестве сюжета было взято бессмертное произведение Александра Сергеевича Пушкина - на этот раз одноименная повесть "Пиковая дама". Трагическая история любви невинной девушки и страстного офицера, который стал жертвой карточных игр. Это произведение считается вершиной творчества оперной драматургии Чайковского, ведь по глубине и силе переживаний, мощи человеческих чувств ему нет равных.
5. Модест Петрович Мусоргский "Борис Годунов".
Литература в музыке: 10 знаменитых опер, в основу которых легли произведения известных писателей.
"Борис Годунов" Модеста Мусоргского нашёл своё место в истории музыки. В основу оперы положено гениальное творение Александра Сергеевича Пушкина. В нём показана не столько трагедия совести, сколько взаимоотношение царя с народом. Мусоргский усиливает роль народа, сделав его главным героем. Опера показывает перемену отношения простых людей к Борису и царской власти. От равнодушия при избрании царя, через осуждение его Юродивым, к открытому восстанию.
6. Сергей Прокофьев "Война и мир".
Литература в музыке: 10 знаменитых опер, в основу которых легли произведения известных писателей.
Великолепная музыка Сергея Прокофьева звучит в опере "Война и мир", в основе которой лежит легендарный роман-эпопея Льва Николаевича Толстого. Написать оперу на сюжет творения Толстого было довольно смелы решением, однако Прокофьеву удалось мастерски воплотить идею и достигнуть своей цели, создав поистине грандиозный спектакль.
Объяснение:
Гамма соль-диез минор
С минорной гаммой все достаточно По принципу определения тональностей (квинто-квартовый круг) она является параллельным минором к гамме си-мажор и содержит пять ключевых знаков, рас на всю гамму. Это диезные знаки фа/до/соль/ре/ля (стандартная последовательность).
Как положено в данном случае, от ноты соль-диез строятся три основных минорных лада: натуральный, гармонический и мелодический минор. В соответствии с правилами сольфеджио и гармонии музыки, в гармоническом миноре повышенной на полтона является седьмая ступень (F# (фа-диез) до одноименного дубль-диеза (F##)). В мелодическом миноре при игре гаммы вверх на полтона повышаются шестая и седьмая ступени (для ми это обычный диез (E#), для фа – двойной (дубль) диез (F##)), а при прохождении гаммы вниз повышения на полтона отменяются.
Гамма соль-диез мажор
С мажорной тональностью дело обстоит не так Дело в том, что как уже было сказано выше, эта тональность в музыке практически не используется и заменяется на энгармоническую (равную по звучанию).
В данном случае это обычный ля-бемоль мажор. В нем и со знаками все проще.
Но отдельно остановимся именно на мажорной гамме, построенной от ноты соль-диез. В принципе, ее можно сравнить с обычным соль-мажором, в котором все ноты повышены на полтона.
Следуя правилу добавления диезов или определения тональности по знакам при ключе, можно было бы определить диезный порядок следующим образом: обычный порядок от фа до си, а потом снова повышение на полтона, но уже фа-диеза. Таким образом, получается, что при ключе должен содержаться фа-дубль-диез.
Понятно, что дубль-диезы при ключе используются крайне редко. Тем не менее, говоря о такой сложной гамме, знаки при ключе можно построить в таком порядке: фа-дубль-диез, а дальше обычная последовательность от ноты до до ноты си. Как видим, мороки со знаками достаточно много. Именно поэтому намного проще использовать энгармонический бемольный мажор, ведь по своему звучанию ноты соль-диез и ля-бемоль абсолютно равнозначны.
То же самое касается и параллельного ми-диез минора. Он встречается практически только в теоретическом курсе сольфеджио.