У стен этого древнего столичного русского города, впервые упомянутого в летописях в 1147 году, вражеские войска потерпе-ли первое крупное поражение с начала боевых действий на тер-ритории СССР. Контрнаступле-ние советских войск началось 5-6 декабря 1941 года.
В музыке большое множество ладов. От их многообразия и музыка разнообразна и выразительна. Кроме общеизвестных мажора и минора с их разновидностями, существуют, так называемые, народные лады. По другому их называют: церковные лады, старинные лады, лады народной музыки. Они были изучены еще в средние века.
Название этих ладов взяты из теории древних греков. Объединяет эти лады чередование больших и малых секунд. Во всех ладах, о которых пойдет речь ниже, пять больших секунд и две малые секунды. Если от каждой ступени До мажора сыграть звукоряды (на фортепиано это будут все белые клавиши), то получится полный «набор» ладов народной музыки.лады-1
Лады народной музыки можно разделить на две большие группы по ладовому наклонению.
Первая группа: лады мажорного наклонения, имеющие высокую III ступень. К ним принадлежат:
— ионийский (от «До» — совпадает с натуральным мажором);
— лидийский (от «Фа» — в отличие от натурального Фа мажора, высокая IV ступень);
— миксолидийский (от «Соль» — в отличие от Соль мажора, низкая VII ступень).
Вторая группа: лады минорного наклонения, имеющие III низкую ступень. К ним относятся:
— эолийский (от «Ля» — совпадает с натуральным минором);
— дорийский (от «Ре» — в отличие от ре минора, высокая VI ступень);
— фригийский (от «Ми» — в отличие от ми минора, низкая II ступень);
— локрийский (от «Си» — в отличие от си минора, низкие II и V ступени).
Лады народной музыки — это диатонические (натуральные) лады. Их ступени натуральные, не хроматические (измененные). Поэтому принято говорить, например, IV высокая ступень, а не повышенная. Для понимания этих ладов мы сравниваем их с известными — натуральным мажором и натуральным минором, но это не производные лады, а самостоятельные.
1. а.
2. Drt t.
3. б.
4. 8
1. Сыграть 1 пьесу с предварительным анализом (строение фраз,
темп, лад, тональный план, ключевые знаки;
2. Сыграть 1 пьесу без анализа.
Работа в тональностях до 3х знаков.
Критерий: безостановочность, ритмичность, осмысленность.
5 класс:
Научиться читать с листа, обращая внимание на характер произведения,
темп, ритмические особенности, динамику, педaлизацию, украшение, т.е.
уметь самостоятельно анализировать и выполнять все указания.
Разнообразная аккордовая ткань. Скачки в мелодии. Смена фактуры внутри
произведения – передача мелодии из одной руки в другую. Полифонические
элементы.
Хорошим стимулом для обучения чтению с листа является музицирование в
ансамбле с преподавателем или другим учеником.
Размеры: две четверти, три четверти, четыре четверти, шесть восьмых.
Ритмические группы: закрепление всех пройденных ритмических рисунков,
синкопы, триоли, пунктирный ритм.
Учащийся 5 класса должен уметь:
1. Прочитать с листа одно произведение без предварительного
разбора, сделать анализ (строение фраз, темп, лад, тональный план,
ключевые знаки).
Работа в тональностях до трех знаков со случайными знаками альтерации.
Критерии: безостановочность, соответствие темпу, чёткое ритмическое
оформление, музыкально-осмысленное исполнение.
6 класс:
Совершенствовать навыки чтения с листа, приобретенные в
предыдущих классах.
В связи с повышающейся сложностью используемых произведений,
необходимо объяснить ученику систему сокращений и облегчений
исполняемых текстов. Навык чтения с листа не требует играть «абсолютно
всё», но при этом произведение не должно пострадать. Для этого нужно
научить ребёнка сокращать сознательно по определённым правилам:
мелодическая линия и бас должны оставаться неизменными, разрешается
сокращение средней части фактуры (но чтобы не пострадал гармонический
план), удвоение, проходящих нот и т.д.
Усложнять задачи:
-усложнение мелодического рисунка. Хроматические последования;
- новые метроритмические задачи;
- усложнение фактуры, полифонические элементы;
- пьесы с фигурационно-гармоническим аккомпанементом;
- альбертиевы басы;
-триольная гармоническая фигурация.
5. 1. Цели освоения дисциплины
Основная цель преподавания этого предмета - сформировать у студентов,
получающих дипломную квалификацию преподавателя музыкально-теоретических
дисциплин в среднем специальном музыкальном учебном заведении, необходимый
комплекс научно-методических знаний в области воспитания музыкального слуха,
который позволит быстрее и успешнее выработать эффективные конкретные навыки
преподавания предмета сольфеджио на современном уровне требований
музыкальной практики.
Главные задачи курса методики сольфеджио рассматриваются в таких
аспектах как:
получение исторических сведений о развитии главных направлений в
методиках воспитания слуха;
анализ особенностей отдельных методических школ - отечественных и
зарубежных;
изучение наиболее показательных авторских методик;
овладение необходимыми основами знаний в смежных областях науки:
практической психологии, педагогике;
технология работы с методической литературой;
навыки методического анализа нотного текста различной интонационной и
ритмической сложности;
основы построения учебного занятия (составление календарно-тематических
планов, распределение времени на уроке, соотношение между различными
формами работ и т.п.):
развитие творческих применительно к конкретным
методическим задачам (умение сочинить диктант или последовательность
определенной сложности и стилевой направленности).