Прокофьев Сергей Сергеевич (1891— 1953), пианист, композитор и дирижёр.
Родился 23 апреля 1891 г. в имении Солнцевка ( сейчас это село Красное ) Донецкой области, где отец служил управляющим. В 1904 г. Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию, занимался инструментовкой у Н. А. Римского-Корсакова и композицией у А. К. Лядова. Окончил консерваторию в 1909 г.
по классу композиции, после чего вновь поступил в неё уже по классу фортепиано. Если диплом композитора Прокофьев назвал "посредственным" ( отношения с педагогами были не лучшие ), то окончание консерватории в 1914 г. как пианиста оказалось успешным — ему была назначена премия А. Г. Рубинштейна и выдан диплом с отличием.
Ещё учась в консерватории, Прокофьев написал свой Первый фортепианный концерт, который с триумфом исполнил на выпускном экзамене. Всего у него есть пять концертов для фортепиано, один для виолончели и два для скрипки. В 1917 г. Прокофьев написал Первую симфонию, назвав её "Классической". Вплоть до 1952 г., когда была создана последняя, Седьмая симфония, композитор регулярно обращался к этому жанру. Тем не менее основные жанры в его творчестве — опера и балет. Оперу "Маддалена" Прокофьев сочинил в 1911 г., а балет "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" — в 1915 г. Настоящей фортуной явилась опера "Игрок", написанная в 1916 г. по повести Ф. М. Достоевского. С 1918 по 1933 г. Прокофьев жил в США. За границей он успешно концертировал и писал музыку. В 1919 г. появилась его знаменитая опера "Любовь к трём апельсинам" по К. Гоцци, в 1925 г. — балет "Стальной скок", в 1928 г. — балет "Блудный сын". Вершиной его балетного творчества были такие оперы как "Золушка" (1944 г.) и "Ромео и Джульетта" (1936 г.). В оперном жанре величайшими открытием Прокофьева по праву считаются "Война и мир" (1943 г.) по Л. Н. Толстому и "Обручение в монастыре" (1940 г.) на сюжет "Дуэньи" Р. Шеридана. Выдающийся талант Прокофьева был высоко оценён как на родине, так и за рубежом. В 1934 г. композитора избрали членом Национальной академии "Санта-Чечилия" в Риме, в 1946 г. — почётным членом пражской "Умелецкой беседы", в 1947 г. — членом Шведской королевской музыкальной академии. Он неоднократно был лауреатом Государственной премии СССР, а посмертно (1957 г.) Прокофьеву была присуждена Ленинская премия. Прокофьев скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его смерть осталась незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись с большими проблемами во время организации похорон. Сергей Сергеевич Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о композиторе в Камергерском переулке на здании установлена мемориальная плита.
В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Среди фронтовых артистов выступала и мама одного из наших преподавателей. Мы приводим её воспоминания о тех незабываемых концертах.Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады.Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.
Хорошая песня всегда была верным бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев пишет: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны. «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч...».
В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!
Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это тяжкое время, воевал с врагом и «Синий платочек», записанный на граммофонную пластинку в ноябре 1942 года.
Прокофьев Сергей Сергеевич (1891— 1953), пианист, композитор и дирижёр.
Родился 23 апреля 1891 г. в имении Солнцевка ( сейчас это село Красное ) Донецкой области, где отец служил управляющим. В 1904 г. Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию, занимался инструментовкой у Н. А. Римского-Корсакова и композицией у А. К. Лядова. Окончил консерваторию в 1909 г.
по классу композиции, после чего вновь поступил в неё уже по классу фортепиано. Если диплом композитора Прокофьев назвал "посредственным" ( отношения с педагогами были не лучшие ), то окончание консерватории в 1914 г. как пианиста оказалось успешным — ему была назначена премия А. Г. Рубинштейна и выдан диплом с отличием.
Ещё учась в консерватории, Прокофьев написал свой Первый фортепианный концерт, который с триумфом исполнил на выпускном экзамене. Всего у него есть пять концертов для фортепиано, один для виолончели и два для скрипки. В 1917 г. Прокофьев написал Первую симфонию, назвав её "Классической". Вплоть до 1952 г., когда была создана последняя, Седьмая симфония, композитор регулярно обращался к этому жанру. Тем не менее основные жанры в его творчестве — опера и балет. Оперу "Маддалена" Прокофьев сочинил в 1911 г., а балет "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" — в 1915 г. Настоящей фортуной явилась опера "Игрок", написанная в 1916 г. по повести Ф. М. Достоевского. С 1918 по 1933 г. Прокофьев жил в США. За границей он успешно концертировал и писал музыку. В 1919 г. появилась его знаменитая опера "Любовь к трём апельсинам" по К. Гоцци, в 1925 г. — балет "Стальной скок", в 1928 г. — балет "Блудный сын". Вершиной его балетного творчества были такие оперы как "Золушка" (1944 г.) и "Ромео и Джульетта" (1936 г.). В оперном жанре величайшими открытием Прокофьева по праву считаются "Война и мир" (1943 г.) по Л. Н. Толстому и "Обручение в монастыре" (1940 г.) на сюжет "Дуэньи" Р. Шеридана. Выдающийся талант Прокофьева был высоко оценён как на родине, так и за рубежом. В 1934 г. композитора избрали членом Национальной академии "Санта-Чечилия" в Риме, в 1946 г. — почётным членом пражской "Умелецкой беседы", в 1947 г. — членом Шведской королевской музыкальной академии. Он неоднократно был лауреатом Государственной премии СССР, а посмертно (1957 г.) Прокофьеву была присуждена Ленинская премия. Прокофьев скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его смерть осталась незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись с большими проблемами во время организации похорон. Сергей Сергеевич Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о композиторе в Камергерском переулке на здании установлена мемориальная плита.
Хорошая песня всегда была верным бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев пишет: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны. «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч...».
В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!
Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это тяжкое время, воевал с врагом и «Синий платочек», записанный на граммофонную пластинку в ноябре 1942 года.