Вспомните сцену из фильма, связанную с данной композицией. Что ещё, кроме чувств героев, изображает композитор развитием музыки? Как вы думаете, есть ли в данной сцене подтекст, какой?
2-е скрипки сидят позади первых, альты сидят за виолончелями справа. контрабасы находятся за спиной у виолончелей. посередине сценырасположены два ряда деревянных духовыхинструментов (флейты, гобои и кларнеты, фаготы). за ними располагаются медныеинструменты — трубы, валторны, тромбоны и туба.
«князь игорь» — народно-эпическая опера. сам композитор указывал на ее близость к глинкинскому «руслану». эпический склад «игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия.
в большой увертюре, основанной на мелодиях оперы, противопоставлены образы и половцев. средний эпизод рисует картину битвы.
могучий хор пролога «солнцу красному слава» (на подлинный текст из «слова») сродни суровым, величественно-строгим напевам древних эпических песен. этим хором обрамлена зловещая оркестровая картина затмения и речитативная сцена, в которой обрисованы испуганные бояре, встревоженная, любящая ярославна, грубоватый галицкий и мужественно-непреклонный игорь.
музыка первой картины (первый акт) своим бесшабашным, разгульным характером резко контрастирует настроениям пролога. песня галицкого «только б мне дождаться чести» напоминает размашистую залихватскую пляску. в хоре девушек «ой, лихонько» тонко воспроизведены особенности жалобных народных причитаний. с напускной важностью звучит грубовато-комическая песня скоморохов «что у князя да володимира».
во второй картине рельефно очерчен образ обаятельно женственной, но волевой ярославны. в ариозо «немало времени прошло с тех пор» выражена ее тоска и тревожные предчувствия; целомудренно-сдержанная, строгая по характеру музыка постепенно приобретает страстно-взволнованный характер. далее действие драматизируется, достигая наибольшей напряженности в сцене ярославны с боярами. хоры бояр «мужайся, княгиня» и «нам, княгиня, не впервой» полны суровой, грозной силы.
второй акт посвящен картинам половецкого стана. в каватине кончаковны «меркнет свет дневной» слышатся любовные призывы, страстное томление, чувственная нега. поэзией юношеской любви, очарованием роскошной южной ночи овеяна каватина владимира «медленно день угасал». ария игоря «ни сна, ни отдыха» — многогранный портрет главного героя; здесь запечатлены и горестные думы о судьбах родины, и страстная жажда свободы, и чувство любви к ярославле. властным, жестоким и великодушным предстает хан кончак в своей арии «здоров ли, князь? » акт завершается ослепительно красочными сценами плясок, сопровождаемых хором. контрастно чередуются плавная женская пляска, необузданная исполненная стихийной силы мужская и стремительная, легкая пляска мальчиков. постепенно все группы вовлекаются в буйно-темпераментный вихревой танец.
в третьем акте (в постановках этот акт обычно выпускается) в изображении половцев на первый план выступают воинственность и жестокость.
в четвертом акте музыка развивается от скорби ко всеобщему ликованию. глубокая, неизбывная печаль слышится в ариозо ярославны «ах, плачу я», близком народным причитаниям. ариозо выливается в народный плач — хор поселян «ох, не буйный ветер завывал», который звучит как подлинная протяжная песня. празднично-торжествен финальный хор «знать, господь мольбы услышал».
ответ:
«князь игорь» — народно-эпическая опера. сам композитор указывал на ее близость к глинкинскому «руслану». эпический склад «игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия.
в большой увертюре, основанной на мелодиях оперы, противопоставлены образы и половцев. средний эпизод рисует картину битвы.
могучий хор пролога «солнцу красному слава» (на подлинный текст из «слова») сродни суровым, величественно-строгим напевам древних эпических песен. этим хором обрамлена зловещая оркестровая картина затмения и речитативная сцена, в которой обрисованы испуганные бояре, встревоженная, любящая ярославна, грубоватый галицкий и мужественно-непреклонный игорь.
музыка первой картины (первый акт) своим бесшабашным, разгульным характером резко контрастирует настроениям пролога. песня галицкого «только б мне дождаться чести» напоминает размашистую залихватскую пляску. в хоре девушек «ой, лихонько» тонко воспроизведены особенности жалобных народных причитаний. с напускной важностью звучит грубовато-комическая песня скоморохов «что у князя да володимира».
во второй картине рельефно очерчен образ обаятельно женственной, но волевой ярославны. в ариозо «немало времени прошло с тех пор» выражена ее тоска и тревожные предчувствия; целомудренно-сдержанная, строгая по характеру музыка постепенно приобретает страстно-взволнованный характер. далее действие драматизируется, достигая наибольшей напряженности в сцене ярославны с боярами. хоры бояр «мужайся, княгиня» и «нам, княгиня, не впервой» полны суровой, грозной силы.
второй акт посвящен картинам половецкого стана. в каватине кончаковны «меркнет свет дневной» слышатся любовные призывы, страстное томление, чувственная нега. поэзией юношеской любви, очарованием роскошной южной ночи овеяна каватина владимира «медленно день угасал». ария игоря «ни сна, ни отдыха» — многогранный портрет главного героя; здесь запечатлены и горестные думы о судьбах родины, и страстная жажда свободы, и чувство любви к ярославле. властным, жестоким и великодушным предстает хан кончак в своей арии «здоров ли, князь? » акт завершается ослепительно красочными сценами плясок, сопровождаемых хором. контрастно чередуются плавная женская пляска, необузданная исполненная стихийной силы мужская и стремительная, легкая пляска мальчиков. постепенно все группы вовлекаются в буйно-темпераментный вихревой танец.
в третьем акте (в постановках этот акт обычно выпускается) в изображении половцев на первый план выступают воинственность и жестокость.
в четвертом акте музыка развивается от скорби ко всеобщему ликованию. глубокая, неизбывная печаль слышится в ариозо ярославны «ах, плачу я», близком народным причитаниям. ариозо выливается в народный плач — хор поселян «ох, не буйный ветер завывал», который звучит как подлинная протяжная песня. празднично-торжествен финальный хор «знать, господь мольбы услышал».
объяснение: