Современная наука – это поистине рецепт жизни. Наука участвует в той или иной степени во всех видах творчества, обслуживает все виды материальной и духовной деятельности людей, плодами которой пользуются все члены общества. Однако развитие науки – это важная, но не единственная ветвь культурного прогресса. Другой, не менее важной, является развитие его гуманитарной ветви, эстетической культуры и его ядра – искусства, в первую очередь. Искусство – самая многоплановая характеристика общества: здесь вся его биография, его анамнез и эпикриз, обвинительное заключение и аттестат его социальной зрелости. Но искусство – не только портрет, но и автопортрет данного общества. Искусство сегодня – барометр, чутко реагирующий на все изменения в политической, нравственной, духовной атмосфере общества. Поскольку характер развития науки и искусства в каждую эпоху детерминируется в конечном итоге социальными факторами, отражающими особенности этой эпохи, сциентистский характер нынешнего столетия, несомненно, сказывается и на современном искусстве, как и на всей эстетической культуре в целом. Действительно, наука воздействует и на факторы, обусловливающие состояние и развитие искусства и определяющие самые различные его параметры. Наука воздействует и на самое искусство, причем на самые различные его компоненты, стороны, аспекты – на сам процесс художественного творчества, на его субъекта – художника, на продукты этого творчества, влияя таким образом на его содержание и формы, направление, масштабы и даже темпы развития, определяя, в известной мере, его эффективность, его социальную значимость. Преобразуя окружающий мир, оказывая многоплановое влияние на самого человека, наука воздействует и на объект искусства. Наука, далее, вооружает художника новейшими и достовернейшими знаниями о мире, обществе, о себе самом, воздействуя на его духовный мир, определяя всю философию его жизни и творчества. Наука воздействует не только на характер и содержание творчества, не только на его формы, но и направление его развития, на количественные и качественные характеристики, формы и средства тиражирования, распространения и восприятия, на эффективность воздействия художественных произведений, на их хранения и репродукции. Проблема взаимоотношений науки и искусства – традиционный объект философского анализа, неизменно требующий своего переосмысления в свете нового исторического опыта. Но при этом она неизменно остается исключительно многогранной проблемой, требующей всестороннего анализа разнообразными инструментами исследования. Проблема эта включает широкий спектр взаимосвязанных вопросов – о взаимном воздействии науки и искусства, об их общности и различиях , каждый из которых оказывается в неразрывной связи с множеством более частных проблем. В силу этого она выступает то, как проблема соотношения различных видов творчества, форм мышления, форм отражения действительности (таких как эмоциональное и рациональное, образное и понятийное, художественное и теоретическое и т.д.), что проявляется в соответствующих традициях, течениях, школах; то в более широком аспекте – как проблема соотношения двух сфер культуры , или, в иной формулировке, как соотношение двух культур (технической и гуманистической). Проблема соотношения между искусством и наукой не исчерпывается рассмотрением вопроса об их связи, определением степени или характера этой связи (воздействие, взаимодействие, тождество и т.п.). Связь эта – одна из сторон сложного диалектического соотношения, ибо общность науки и искусства неразрывно связана с их различием, их спецификой и изучение одной из сторон оказывается неполноценным. Общность здесь проявляется в различии, а последнее таится в самом единстве , соответственно чему исследование проблемы общности и единства между наукой и искусством требует диалектического подхода, диалектического анализа и оценки.
I
Дотянись издалека пусть дорога нелегка
Но с тобою я давно мыслями
День за днем за годом год
Ускоряет время ход
И c судьбою спорить мне бессмысленно
Здесь нет права на ошибку
Прячешь слезы за улыбкой
Веришь, что мечты твои сбудутся
Припев
Берег надежды берег надежды боль моей души
Перепиши и унеси мои письма
Берег надежды берег надежды веру сохрани
Той, что ждет.
II
И вела тебя судьба в те далекие места
Чтобы жизни роль по - новой выучить
Только ночью иногда
Ты берешь бокал вина
Ностальгию чтоб свою вылечить
Пусть нет права на ошибку
Молча, даришь ты улыбку
Веря, что мечты твои сбудутся
Припев
Берег надежды берег надежды боль моей души
Перепиши и унеси мои письма
Берег надежды берег надежды веру сохрани
Той, что ждет.
Проигрыш:
Берег надежды берег надежды боль моей души
Перепиши и унеси мои письма
Берег надежды берег надежды веру сохрани
Той, что ждет.
Наука участвует в той или иной степени во всех
видах творчества, обслуживает все виды
материальной и духовной деятельности людей,
плодами которой пользуются все члены общества.
Однако развитие науки – это важная, но не
единственная ветвь культурного прогресса. Другой,
не менее важной, является развитие его
гуманитарной ветви, эстетической культуры и его
ядра – искусства, в первую очередь.
Искусство – самая многоплановая характеристика
общества: здесь вся его биография, его анамнез и
эпикриз, обвинительное заключение и аттестат его
социальной зрелости. Но искусство – не только
портрет, но и автопортрет данного общества.
Искусство сегодня – барометр, чутко реагирующий
на все изменения в политической, нравственной,
духовной атмосфере общества.
Поскольку характер развития науки и искусства в
каждую эпоху детерминируется в конечном итоге
социальными факторами, отражающими особенности
этой эпохи, сциентистский характер нынешнего
столетия, несомненно, сказывается и на современном
искусстве, как и на всей эстетической культуре в
целом.
Действительно, наука воздействует и на факторы,
обусловливающие состояние и развитие искусства и
определяющие самые различные его параметры.
Наука воздействует и на самое искусство, причем
на самые различные его компоненты, стороны,
аспекты – на сам процесс художественного
творчества, на его субъекта – художника, на
продукты этого творчества, влияя таким образом на
его содержание и формы, направление, масштабы и
даже темпы развития, определяя, в известной мере,
его эффективность, его социальную значимость.
Преобразуя окружающий мир,
оказывая многоплановое влияние на самого
человека, наука воздействует и на
объект искусства. Наука, далее, вооружает
художника новейшими и достовернейшими
знаниями о мире, обществе, о себе самом,
воздействуя на его духовный мир,
определяя всю философию его жизни и творчества.
Наука воздействует не только на
характер и содержание творчества, не только на его
формы, но и направление его
развития, на количественные и качественные
характеристики, формы и средства
тиражирования, распространения и восприятия, на
эффективность воздействия
художественных произведений, на их
хранения и репродукции. Проблема взаимоотношений науки и искусства –
традиционный объект
философского анализа, неизменно требующий своего
переосмысления в свете нового
исторического опыта. Но при этом она неизменно
остается исключительно
многогранной проблемой, требующей всестороннего
анализа разнообразными
инструментами исследования.
Проблема эта включает широкий
спектр взаимосвязанных вопросов – о
взаимном воздействии науки и искусства, об их
общности и различиях , каждый
из которых оказывается в неразрывной связи с
множеством более частных проблем.
В силу этого она выступает то, как проблема
соотношения различных видов творчества, форм
мышления, форм отражения
действительности (таких как эмоциональное и
рациональное, образное и
понятийное, художественное и теоретическое и т.д.),
что проявляется в
соответствующих традициях, течениях, школах; то в
более широком аспекте – как проблема соотношения
двух сфер культуры ,
или, в иной формулировке, как соотношение двух
культур (технической и
гуманистической).
Проблема соотношения между
искусством и наукой не исчерпывается
рассмотрением вопроса об их связи,
определением степени или характера этой связи
(воздействие, взаимодействие,
тождество и т.п.). Связь эта – одна из сторон
сложного диалектического
соотношения, ибо общность науки и искусства
неразрывно связана с их различием,
их спецификой и изучение одной из сторон
оказывается неполноценным. Общность здесь
проявляется в различии, а последнее таится в самом
единстве , соответственно чему
исследование проблемы общности и единства между
наукой и искусством требует диалектического
подхода,
диалектического анализа и оценки.