В экспозиции классической сонатной формы побочная партия пишется: A. В параллельных тональностях в мажоре и миноре. B. В тональности доминанты, если соната написана в мажоре, в параллельном мажоре, если соната написана в миноре. C. В тональностях доминанты в мажоре и миноре. D. В тональностях субдоминанты в мажоре и миноре.
1) Можно сначала построить D53 и обратить его два раза (напомню, что обращение - это перенесение нижнего звука на октаву вверх).
D53 строится от доминанты (доминанта - V ступень) и состоит из б.3+м.3 (в мажоре и гармоническом миноре)
Например:
Тональность до мажор. V ступень - соль. Строим по цепочке: б.3 от соль - си; м.3 от си - ре.
D53: соль-си-ре
Обращаем:
D6: си-ре-соль
D64: ре-соль-си.
2) А можно обойтись без построения D53.
Для этого нужно знать, что аккорд D64 строится на II ступени лада и имеет состав ч.4+б.3.
Возьмем тот же до мажор. II ступень - ре. ч.4 от ре - соль, б.3 от соль - си⇒D64: ре-соль-си
Доказательство:
Для того, чтобы определить, какой интервал перед нами находится, нужно знать, сколько в интервалах ступеней и сколько в них тонов.
Считаем: ля♭ (один), си♭ (два). В интервале две ступени, что говорит нам о том, что перед нами секунда.
Чтобы узнать, какая это секунда - большая или малая - посчитаем количество тонов, где расстояние между двумя ближайшими клавишами = 0,5 тона. (см.вложение). Получился интервал величиной в 1 тон, что соответствует большой секунде (б.2)