"Снегурочка" - опера Н.А. Римского-Корсакова. Либретто композитор написал сам, взяв за основу пьесу "Снегурочка" А.Н. Островского. Пролог иллюстрирует ночь в царстве царя Берендея. Появляется Весна-Красна, но Мороз и не думает отступать: с тех пор, как у Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка, Ярило-Солнце разозлилось и стало давать мало тепла. Мороз пообещать уйти из царства Берендея, но Весна не спешит вступать в свои права, так как боится за Снегурочку. Из леса появляется Мороз, который пришел, чтобы встретить Весну. Поговорив со Снегурочкой, они решают оставить ее под присмотром Лешего и просят оберегать ее от Леля - пастуха, песни которого так нравятся Снегурочке. Во время проводов Масленицы Снегурочка встречает Бобыля и Бобылиху, которые решают приютить её у себя. Действие первое. Вечер. Появляется Лель. Увидев его, Бобыль приглашает его переночевать и просит вместо того, чтобы петь песни для него, петь их Снегурочке. Лель соглашается, прося взамен цветок Снегурочки. Появляются девушки, которые начинают звать музыканта к себе, и он уходит к ним, играя на рожке. Снегурочка обижена. К ней подходит Купава и начинает рассказывать о скорой свадьбе с Мизгирем. Тут же со своими слугами появляется Мизгирь, принесший богатые дары в качестве выкупа невесты. После обряда жених увидел Снегурочку и тут же решил остаться с ней. Девушка уговаривает Мизгиря вернуться к своей невесте, но он непреклонен. Он просит Бобыля и Бобылиху прогнать Леля, так как видит в нем своего соперника. Народ осуждает Мизгиря, на что он оскорбляет свою бывшую невесту и признается Снегурочке в любви. Все уговаривают Купаву попросить о царя Берендея. Действие второе. Дворец царя Берендея. Купава врывается во дворец и со слезами на глазах жалуется на Мизгиря и Снегурочку. Царь, слышав о славе Снегурочки и сочувствуя горю Купавы, вызывает Мизгиря на суд, в результате которого его решено изгнать. Царь исполняет его последнюю которая заключается в том, чтобы посмотреть на Снегурочку еще раз. Увидев Снегурочку, царь поражается ее красотой. Он понял, из-за чего гневается Ярило-Солнце, и сказал, что Снегурочку получит в жены тот, кто до утра сумеет ее в себя влюбить. Народ говорит, что только Лель даровать Снегурочке это чувство, а Мизгирь просит отсрочить свое наказание, сказав, что у него получится влюбить девушку в себя. Действие третье. Лесная поляна. Жители водят хороводы и поют песни. Появляется Берендей и просит Леля спеть песню. Царю понравилась песня, и в награду он предлагает Лелю выбрать себе девушку. Он выбрал Купаву, а Снегурочка, вся в слезах, уходит в лес. Там ее встречает Мизгирь. Не добившись от девушки взаимности, он бросается на нее. Снегурочку Леший, которому Мороз наставил беречь ее. Снегурочка убегает в лес. Увидев там Купаву и Леля, она бросается к паре, называя Купаву разлучницей, на что Лель ей отвечает, что ему не нужна "детская любовь" и что Снегурочке следует поучиться любви у Купавы. Действие четвертое. Утро. Снегурочка умоляет свою мать Весну на прощанье даровать ей любить. Теперь, встретив Мизгиря, Снегурочка отвечает ему взаимностью и просит защитить от Солнца. Появляется Берендей. Сказав, что она согласна выйти за Мизгиря замуж, Снегурочку пронзает луч солнца. Осознав скорую гибель, она поет предсмертную арию. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро. Гнев Ярилы-Солнца прекратился.
В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер В. Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Свиридов, не тяготевший к «абстрактным» музыкальным жанрам, сочинявший, как правило, музыку текстовую, очень любил и работу для театра и кино: она давала ему возможность воплощения конкретных образов и ситуаций, дисциплинировала необходимостью точно укладываться в заданный хронометраж.
Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным (1799—1837) в 1830 году, в золотую пору его творчества, оставшуюся в истории под названием «Болдинская осень» и давшую невиданную россыпь гениальных произведений, вылившихся из-под пера поэта как бы в одночасье. Посетивший свое нижегородское имение Болдино, Пушкин вынужден был там остаться надолго в связи с объявленным холерным карантином. И в этом вынужденном уединении появилось огромное количество произведений разных жанров, в том числе — прозаических, известных под общим названием «Повести Белкина».
Образец великолепной, лаконичной и ясной прозы, «Метель», написанная в один день, 20 октября, представляет собой, в сущности, анекдот о провинциальной семнадцатилетней девице, Марье Гавриловне Р., которая решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным и потому неприемлемым для родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюбленных и в результате полностью изменила судьбы трех человек.
Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб, а не столичных чиновников и аристократов, жизни, особенно близкой Свиридову, — вот что стало основным в его музыкальном решении. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову настроением. Музыка зазвучала как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни.
В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Так и было решено назвать новый опус: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Однако по жанру это именно сюита с присущими ей образными контрастами между соседними частями, притом с чертами концентричности в форме, в которой первые два номера в несколько измененных вариантах зеркально повторяются в заключении.
Пролог иллюстрирует ночь в царстве царя Берендея. Появляется Весна-Красна, но Мороз и не думает отступать: с тех пор, как у Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка, Ярило-Солнце разозлилось и стало давать мало тепла. Мороз пообещать уйти из царства Берендея, но Весна не спешит вступать в свои права, так как боится за Снегурочку. Из леса появляется Мороз, который пришел, чтобы встретить Весну. Поговорив со Снегурочкой, они решают оставить ее под присмотром Лешего и просят оберегать ее от Леля - пастуха, песни которого так нравятся Снегурочке. Во время проводов Масленицы Снегурочка встречает Бобыля и Бобылиху, которые решают приютить её у себя.
Действие первое. Вечер. Появляется Лель. Увидев его, Бобыль приглашает его переночевать и просит вместо того, чтобы петь песни для него, петь их Снегурочке. Лель соглашается, прося взамен цветок Снегурочки. Появляются девушки, которые начинают звать музыканта к себе, и он уходит к ним, играя на рожке. Снегурочка обижена. К ней подходит Купава и начинает рассказывать о скорой свадьбе с Мизгирем. Тут же со своими слугами появляется Мизгирь, принесший богатые дары в качестве выкупа невесты. После обряда жених увидел Снегурочку и тут же решил остаться с ней. Девушка уговаривает Мизгиря вернуться к своей невесте, но он непреклонен. Он просит Бобыля и Бобылиху прогнать Леля, так как видит в нем своего соперника. Народ осуждает Мизгиря, на что он оскорбляет свою бывшую невесту и признается Снегурочке в любви. Все уговаривают Купаву попросить о царя Берендея.
Действие второе. Дворец царя Берендея. Купава врывается во дворец и со слезами на глазах жалуется на Мизгиря и Снегурочку. Царь, слышав о славе Снегурочки и сочувствуя горю Купавы, вызывает Мизгиря на суд, в результате которого его решено изгнать. Царь исполняет его последнюю которая заключается в том, чтобы посмотреть на Снегурочку еще раз. Увидев Снегурочку, царь поражается ее красотой. Он понял, из-за чего гневается Ярило-Солнце, и сказал, что Снегурочку получит в жены тот, кто до утра сумеет ее в себя влюбить. Народ говорит, что только Лель даровать Снегурочке это чувство, а Мизгирь просит отсрочить свое наказание, сказав, что у него получится влюбить девушку в себя.
Действие третье. Лесная поляна. Жители водят хороводы и поют песни. Появляется Берендей и просит Леля спеть песню. Царю понравилась песня, и в награду он предлагает Лелю выбрать себе девушку. Он выбрал Купаву, а Снегурочка, вся в слезах, уходит в лес. Там ее встречает Мизгирь. Не добившись от девушки взаимности, он бросается на нее. Снегурочку Леший, которому Мороз наставил беречь ее. Снегурочка убегает в лес. Увидев там Купаву и Леля, она бросается к паре, называя Купаву разлучницей, на что Лель ей отвечает, что ему не нужна "детская любовь" и что Снегурочке следует поучиться любви у Купавы.
Действие четвертое. Утро. Снегурочка умоляет свою мать Весну на прощанье даровать ей любить. Теперь, встретив Мизгиря, Снегурочка отвечает ему взаимностью и просит защитить от Солнца. Появляется Берендей. Сказав, что она согласна выйти за Мизгиря замуж, Снегурочку пронзает луч солнца. Осознав скорую гибель, она поет предсмертную арию. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро. Гнев Ярилы-Солнца прекратился.
СДЕЛАЙ ПЛЗ ЛУЧШИЙ ОТВЕТ
Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина
Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, малый кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, колокола, колокольчики, челеста, 2 арфы, фортепиано, струнные.
История создания
В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер В. Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Свиридов, не тяготевший к «абстрактным» музыкальным жанрам, сочинявший, как правило, музыку текстовую, очень любил и работу для театра и кино: она давала ему возможность воплощения конкретных образов и ситуаций, дисциплинировала необходимостью точно укладываться в заданный хронометраж.
Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным (1799—1837) в 1830 году, в золотую пору его творчества, оставшуюся в истории под названием «Болдинская осень» и давшую невиданную россыпь гениальных произведений, вылившихся из-под пера поэта как бы в одночасье. Посетивший свое нижегородское имение Болдино, Пушкин вынужден был там остаться надолго в связи с объявленным холерным карантином. И в этом вынужденном уединении появилось огромное количество произведений разных жанров, в том числе — прозаических, известных под общим названием «Повести Белкина».
Образец великолепной, лаконичной и ясной прозы, «Метель», написанная в один день, 20 октября, представляет собой, в сущности, анекдот о провинциальной семнадцатилетней девице, Марье Гавриловне Р., которая решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным и потому неприемлемым для родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюбленных и в результате полностью изменила судьбы трех человек.
Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб, а не столичных чиновников и аристократов, жизни, особенно близкой Свиридову, — вот что стало основным в его музыкальном решении. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову настроением. Музыка зазвучала как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни.
В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Так и было решено назвать новый опус: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Однако по жанру это именно сюита с присущими ей образными контрастами между соседними частями, притом с чертами концентричности в форме, в которой первые два номера в несколько измененных вариантах зеркально повторяются в заключении.