В опере «Жизнь за царя» (балетный номер «Польский бал») Глинка использует остроумный драматургический приём.
Внимательно рассмотри начальные такты танцев «Полонез», «Краковяк» и «Мазурка». В чём усматривается проявление драматургической динамики между ними?
Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое-либо явление действительности либо на произведение литературы или визуального искусства, с которым данное музыкальное произведение ассоциативно связывается. Возможны, однако, и более развёрнутые программы: например, Антонио Вивальди каждому из четырёх концертов для скрипки с оркестром «Времена года» предпослал посвящённый этому же времени года сонет.
Музыковеды различают несколько типов программ: обобщённый (внесюжетный) — таковы, например, «Пасторальная симфония» Л. Бетховена, «Итальянская» и «Шотландская» симфонии Ф. Мендельсона, «Рейнская» Р. Шумана или «Сады под дождём» К. Дебюсси; обобщённо-сюжетный тип — например, «Ромео и Джульетта» П. Чайковского; повествовательно-картинный, как, например, «Садко» Н. Римского-Корсакова; и, наконец, последовательно-сюжетный, отличающийся большей сюжетной конкретизацией, — таковы «Фантастическая симфония» и «Ромео и Джульетта» Г. Берлиоза, симфония «Манфред» П. Чайковского, «Дон Кихот» Р. Штрауса[2][3].
Анатолий Васильевич Бердышев
Анатолий Васильевич Бердышев - советский и российский артист балета, балетмейстер и педагог, народный артист РСФСР.
Родился в деревне Дмитриевка Благовещенского района Алтайского края. В 1966 году закончил Новосибирское хореографическое училище педагог - Сергей Гаврилович Иванов. В 1966 - 1990 годах был солистом Новосибирского театра оперы и балета, где часто танцевал в дуэте с женой Любовью Гершуновой. С 1972 года часто выступал в Большом театре и Кремлёвском дворце съездов в Москве, в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова сейчас Мариинский театр. Танцевал с известными балеринами Татьяной Зиминой, Любовью Кунаковой, Бернарой Кариевой, Ириной Колпаковой. В течение многих лет исполнял главные роли в спектаклях Большого театра "Анна Каренина" и "Кармен-сюита", где был партнёром Майи Вместе с ней снялся в фильме-балете "Фантазия" по мотивам повести Ивана Тургенева "Вешние воды". С 1983 года преподавал в родном Новосибирском хореографическом училище. С 1988 года работал хореографом. В 1989 - 1994 годах был организатором, художественным руководителем и солистом Камерного театра современного и классического балета "Балет - Новосибирск". В 1994 - 1999 годах преподавал в балетной труппе Новосибирского театра музыкальной комедии. В 2000 - 2006 годах работал педагогом в школе искусств при общеобразовательной школе № 23 Новосибирска. Умер 28 апреля 2015 года в Новосибирске.