Этот фортепианный цикл написан Мусоргским под впечатлением выставки рисунков художника Виктора Гартмана в 1874 году. Он был одним из немногих друзей Мусоргского. К сожалению, он умер, когда ему было всего 39 лет. Через год после смерти была организованна выставка работ талантливого художника. Мусоргский был потрясён и взволнован. Буквально за три недели он создал эту сюиту для фортепиано. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, но создал свои «музыкальные картинки», порой совсем не похожие на зарисовки Гартмана, предложил своё видение. Каждая из 10 пьес – это небольшая сценка. Скрепляет цикл-сюиту пьеса-связка «Прогулка», где композитор изобразил себя, переходящего от картины к картине. Не случайно для двух пьес цикла композитор выбрал жанры скерцо и скерцино. Скерцо (в переводе с итальянского «шутка») - виртуозный жанр инструментальной музыки обычно шутливого характера.
Духо́вная му́зыка (нем. geistliche Musik, итал. musica sacra, англ. sacred music) — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозногохарактера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, в Реквиеме В.А. Моцарта), так и свободными (например, в мотетах Гийома де Машо), написанными на основе или под влиянием священных книг (для христиан — Библии) О светской музыке Византии имеется очень мало сведений. Известны некоторые описания дворцовой музыки десятого века в книге Константина 7-го Багрянородного (905-959). Сохранились изображения инструментов и ансамблей светской музыки на фресках в монастырях Греции (монастырь Великой Лавры и Ставроникита, монастырь Филантропов в Янинах и монастырь Варлаама в Метеорах), а также в церковных рукописях (кодах). Отрывки из светской музыки редко встречаются в византийских рукописях. Из существующих источников убеждаемся, что музыка присутствовала во всех мероприятиях повседневной жизни, таких как танцы, празднества, театры и пантомимы, на ипподроме, во время спортивных соревнований, на банкетах и других событиях во дворце. Во дворце соблюдались даже строгие ритуалы, аналогичные церковным. Светская музыка в императорском дворце в Византии, как и церковная, подчинялась строгим ритуалам. Музыка сама не сохранилась, но имеются описания, как написания, например, в книге Константина 7-го Багрянородного. Музыка, скорее всего, была похожа на церковную, поскольку использовалась та же система звуков, те же ритмы и передачи мелодии. Нам знакомо, что существовали антифонические хоры, песни в инструментальном сопровождении, а также церковный музыкальный инструмент, используемый как чисто светский (в церковной музыке и по сей день инструменты запрещены), который был перенесен на Запад, в качестве подарка императору Пипино в 757 г.
За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора.
Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, но создал свои «музыкальные картинки», порой совсем не похожие на зарисовки Гартмана, предложил своё видение. Каждая из 10 пьес – это небольшая сценка. Скрепляет цикл-сюиту пьеса-связка «Прогулка», где композитор изобразил себя, переходящего от картины к картине.
Не случайно для двух пьес цикла композитор выбрал жанры скерцо и скерцино. Скерцо (в переводе с итальянского «шутка») - виртуозный жанр инструментальной музыки обычно шутливого характера.
О светской музыке Византии имеется очень мало сведений. Известны некоторые описания дворцовой музыки десятого века в книге Константина 7-го Багрянородного (905-959). Сохранились изображения инструментов и ансамблей светской музыки на фресках в монастырях Греции (монастырь Великой Лавры и Ставроникита, монастырь Филантропов в Янинах и монастырь Варлаама в Метеорах), а также в церковных рукописях (кодах). Отрывки из светской музыки редко встречаются в византийских рукописях. Из существующих источников убеждаемся, что музыка присутствовала во всех мероприятиях повседневной жизни, таких как танцы, празднества, театры и пантомимы, на ипподроме, во время спортивных соревнований, на банкетах и других событиях во дворце. Во дворце соблюдались даже строгие ритуалы, аналогичные церковным. Светская музыка в императорском дворце в Византии, как и церковная, подчинялась строгим ритуалам. Музыка сама не сохранилась, но имеются описания, как написания, например, в книге Константина 7-го Багрянородного. Музыка, скорее всего, была похожа на церковную, поскольку использовалась та же система звуков, те же ритмы и передачи мелодии. Нам знакомо, что существовали антифонические хоры, песни в инструментальном сопровождении, а также церковный музыкальный инструмент, используемый как чисто светский (в церковной музыке и по сей день инструменты запрещены), который был перенесен на Запад, в качестве подарка императору Пипино в 757 г.