Вы когда-нибудь бывали в театре на настоящем спектакле? С артистами, со сценой, похожей на настоящую комнату в которой происходит действие? Какие чувства вас посетили? С каким настроением вы вышли? Долго ли помнили этот поход?
Тем, кому он запомнился надолго, предлагаю представить себе, что этот спектакль не разговаривают, а поют. А те, кто с трудом вспоминают содержание спектакля, могут вспомнить его по мере нашей беседы. Этот вид искусства получил название опера, что в переводе означает сочинение.
Зародилась опера в Древней Греции, исполнялась в театрах, построенных на открытом воздухе, посвящалась богу Дионису. По мере того как развивалась, обогащалась мирскими сюжетами.
Роли распределялись только между мужчинами. Женские роли исполняли мальчики. Сцена украшалась декорациями из дерева, затем стали ставить рисованные что давало возможность создавать комнаты и другие помещения.
В XVI веке она пришла в Европу и прочно обосновалась сначала в Италии, а затем и в других странах.
В России опера получила признание только в XVIII веке. Тогда же появились и первые оперные композиторы В.Пашкевич, А.Верстовский, Е.Фомин.
Отличает оперу от спектакля то, что она вся - пение. За основу оперы берется какое-либо литературное произведение и перекладывается на текст, так называемое либретто. К примеру, опера «Снегурочка» написана на пьесу Н.Островского «Весенняя сказка», а «Руслан и Людмила» на одноименную поэму А.С.Пушкина.
Опера делится на действия, сцены, картины, номера. Состоит из разговоров героев - монологов, диалогов и многолюдных сцен. Певческие номера получили свои названия – ария (полный портрет героя), ариетта(маленькая ария), ариозо(лирическая характеристика). Эти монологи рассказывают о характере героев, раскрывают их чувства, настроения.
Исполнители всех вокальных номеров – певцы мужчины и певицы женщины. Каждый голос имеет свои неповторимые характеристики.
Поскольку в опере действие постепенно разворачивается, увеличивается количество участников, появляются дуэты, трио, квартеты, многоголосные хоры. Дуэты представляют собой беседу двух героев, трио – три, квартет – четыре.
Композитор использует такие формы для того, чтобы суметь выразить мнение нескольких человек на происходящие события.
Хор, самая древняя форма оперного жанра, выражает мнение толпы, каково бы оно ни было. В «Травиате» это всеобщее веселье или осуждение главной героини, в «Борисе Годунове» недоумение , негодование народа.
Поговорим о главном участнике оперного спектакля. С самого начала представления оркестр, который находится в оркестровой яме, открывает спектакль увертюрой (что означает вступление) под управлением дирижера. Ему подчиняется не только оркестр, но и солисты, и хор. Приступив к работе, над оперой дирижер осмысливает ее течение, главные и второстепенные моменты, прорабатывает драматургию. От него зависит смысловое развитие спектакля, его успех.
В нашем XXI веке опера вновь завоевывает публику прекрасной музыкой, не устаревающими сюжетами, красотой действа.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ф.Тютчев "Есть в осени первоначальное"
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Вы когда-нибудь бывали в театре на настоящем спектакле? С артистами, со сценой, похожей на настоящую комнату в которой происходит действие? Какие чувства вас посетили? С каким настроением вы вышли? Долго ли помнили этот поход?
Тем, кому он запомнился надолго, предлагаю представить себе, что этот спектакль не разговаривают, а поют. А те, кто с трудом вспоминают содержание спектакля, могут вспомнить его по мере нашей беседы. Этот вид искусства получил название опера, что в переводе означает сочинение.
Зародилась опера в Древней Греции, исполнялась в театрах, построенных на открытом воздухе, посвящалась богу Дионису. По мере того как развивалась, обогащалась мирскими сюжетами.
Роли распределялись только между мужчинами. Женские роли исполняли мальчики. Сцена украшалась декорациями из дерева, затем стали ставить рисованные что давало возможность создавать комнаты и другие помещения.
В XVI веке она пришла в Европу и прочно обосновалась сначала в Италии, а затем и в других странах.
В России опера получила признание только в XVIII веке. Тогда же появились и первые оперные композиторы В.Пашкевич, А.Верстовский, Е.Фомин.
Отличает оперу от спектакля то, что она вся - пение. За основу оперы берется какое-либо литературное произведение и перекладывается на текст, так называемое либретто. К примеру, опера «Снегурочка» написана на пьесу Н.Островского «Весенняя сказка», а «Руслан и Людмила» на одноименную поэму А.С.Пушкина.
Опера делится на действия, сцены, картины, номера. Состоит из разговоров героев - монологов, диалогов и многолюдных сцен. Певческие номера получили свои названия – ария (полный портрет героя), ариетта(маленькая ария), ариозо(лирическая характеристика). Эти монологи рассказывают о характере героев, раскрывают их чувства, настроения.
Исполнители всех вокальных номеров – певцы мужчины и певицы женщины. Каждый голос имеет свои неповторимые характеристики.
Поскольку в опере действие постепенно разворачивается, увеличивается количество участников, появляются дуэты, трио, квартеты, многоголосные хоры. Дуэты представляют собой беседу двух героев, трио – три, квартет – четыре.
Композитор использует такие формы для того, чтобы суметь выразить мнение нескольких человек на происходящие события.
Хор, самая древняя форма оперного жанра, выражает мнение толпы, каково бы оно ни было. В «Травиате» это всеобщее веселье или осуждение главной героини, в «Борисе Годунове» недоумение , негодование народа.
Поговорим о главном участнике оперного спектакля. С самого начала представления оркестр, который находится в оркестровой яме, открывает спектакль увертюрой (что означает вступление) под управлением дирижера. Ему подчиняется не только оркестр, но и солисты, и хор. Приступив к работе, над оперой дирижер осмысливает ее течение, главные и второстепенные моменты, прорабатывает драматургию. От него зависит смысловое развитие спектакля, его успех.
В нашем XXI веке опера вновь завоевывает публику прекрасной музыкой, не устаревающими сюжетами, красотой действа.