С XVIII века русские композиторы создавали на тексты Всенощного бдения произведения концертного характера, которые могли исполняться и вне богослужения; таковы «Всенощные бдения» А. Л. Веделя и С. А. Дегтярёва.
Со второй половины ХIХ века «Всенощные бдения» нередко принимали форму оригинальных хоровых сочинений или достаточно свободных обработок старинных распевов — знаменного, киевского или греческого. Такие «Всенощные бдения» создали М. М. Ипполитов-Иванов, В.И. Ребиков, А. А. Архангельский, А. Т. Гречанинов и П. Г. Чесноков[1].
Лучшими образцами этого жанра считаются «Всенощные бдения» П.И. Чайковского (1881) и Сергея Рахманинова(1915). Оба произведения написаны в свободной манере: подлинные церковные напевы сочетаются в них с оригинальными мелодическими структурами
С XVIII века русские композиторы создавали на тексты Всенощного бдения произведения концертного характера, которые могли исполняться и вне богослужения; таковы «Всенощные бдения» А. Л. Веделя и С. А. Дегтярёва.
Со второй половины ХIХ века «Всенощные бдения» нередко принимали форму оригинальных хоровых сочинений или достаточно свободных обработок старинных распевов — знаменного, киевского или греческого. Такие «Всенощные бдения» создали М. М. Ипполитов-Иванов, В.И. Ребиков, А. А. Архангельский, А. Т. Гречанинов и П. Г. Чесноков[1].
Лучшими образцами этого жанра считаются «Всенощные бдения» П.И. Чайковского (1881) и Сергея Рахманинова(1915). Оба произведения написаны в свободной манере: подлинные церковные напевы сочетаются в них с оригинальными мелодическими структурами